На финансовом рынке может появиться новое требование по отображению информации в рекламе кредитных продуктов. Банкам и МФО нужно будет сообщать потребителям о важности оценки их финансовых возможностей и рисках оформления заемных средств. Идея была выдвинута Ассоциацией банков России и ФАС. Ведомства уже представили вариант дополнений в законодательные акты о рекламе. Рассказываем о новом требовании подробнее.
Что требуется сообщить в рекламе кредита
Какую фразу предлагают вставлять в рекламу кредитов и займов: «Оценивайте свои финансовые возможности и риски». Требование будет распространяться на продукты всех кредитных учреждений, включая банки, микрофинансовые организации, кредитные кооперативы и прочие. Подобные предупреждения получили название «охлаждающих фраз».
Какова цель так называемых дисклеймеров в рекламе — не вводить потребителей в заблуждение только привлекательными условиями и уберечь их от закредитованности. Эксперты считают, что предупреждение поможет гражданам дополнительно задуматься, а точно ли им нужен кредит. Сообщение о рисках должно помочь избежать опрометчивых решений и попадания в долговую яму.
Если рекламные материалы размещаются на телевидении, в кино или различных других видео, для них действуют дополнительные правила:
- Предупреждение должно быть видно в течение минимум 5 секунд.
- Фраза должна занимать минимум 7% от общей площади видеоматериала на экране.
Если продукт рекламируют по радио, то на озвучку фразы должно уходить также от 5 секунд эфирного времени. В остальных каналах распространения информации действуют те же правила, как для видео. Фраза-дисклеймер должна занимать от 7% рекламной площади.
Также в новых правилах для рекламы кредитных услуг предусмотрена возможность включать в объявления ссылку на веб-страницу, где потребители могут ознакомиться со всеми условиями предложения, влияющими на полную стоимость кредита (ПСК). Такая реклама должна содержать дополнительную фразу: «изучите все условия кредита/займа». В телевизионной рекламе и при показе видео она должна быть видимой не менее трёх секунд и занимать от пяти процентов экрана. На радио — озвучиваться также минимум три секунды, а в прочих рекламных форматах занимать не менее пяти процентов рекламного пространства. Если же рекламодатель не в состоянии предоставить ссылку на свой веб-сайт, ему придется включить полный список условий, влияющих на ПСК, прямо в рекламу. Что сейчас и требуется по актуальной редакции закона.
Как наличие охлаждающих фраз повлияет на отображение ПСК
По действующему законодательству при размещении предложений кредитных продуктов с упоминанием процентных ставок необходимо также предоставлять информацию о полной стоимости кредита. Это означает, что в рекламе нужно указывать все возможные расходы заемщика, в том числе комиссии и страховые платежи. Размер шрифта, используемый для отображения ПСК, должен быть аналогичен таковому для процентных ставок.
Рекламодателям также необходимо в дисклеймере четко обозначать все условия, способные повлиять на доходы или расходы клиента. Однако, в законе не установлены конкретные технические требования к оформлению данной информации. Из-за этого финорганизации часто сильно уменьшали шрифт в попытке уместить как можно больше текста.
Даже если поправки о специальных фразах будут рассмотрены и приняты, кредиторы будут по-прежнему обязаны указывать в своих материалах ПСК и сопутствующие расходы. Председатель комитета по финрынку Аксаков А.Г. отмечает, что дисклеймеры важны для напоминания будущим заемщикам о рисках кредитования. А отображение вместе с ними всех допуслуг и прочих условий — для формирования полной картины по финансовому договору. Законопроект о дисклеймерах может быть представлен в Госдуму в ближайшее время (весна 2024).
Комментарии