Банк ВТБ обогнал Сбербанк по показателю прироста числа активных клиентов. Эксперты отмечают, что лидеру рейтинга удалось найти новых пользователей в секторе массовой розницы. Сбер же и без того имеет большую клиентскую базу, из-за чего ему сложнее расти. Статистика подводилась по итогам 2023 года, а ее результаты стали неожиданностью для представителей рынка. Изучим информацию о динамике активности клиентов, которую финорганизации открыто публикуют на своих сайтах.
Сколько клиентов привлекают госбанки
В 2023 году Сбербанк сообщил о приросте своей клиентской базы на 2,1 миллиона человек, достигнув отметки в 108,5 миллиона пользователей. В тот же период ВТБ зарегистрировал увеличение числа клиентов на 2,3 миллиона, в результате чего их общее количество составило 19,3 миллиона. В прошлом ВТБ привлекал значительно меньше новичков по сравнению со Сбербанком, который сохраняет позицию лидера рынка.
В три предыдущих года прирост пользователей в Сбере был больше, чем в VTB. Показатели были следующими: 2,7, 3,3 и 3,9 млн человек против 0,92, 1,78 и 0,94 млн человек соответственно. И только в прошлом отчетном периоде ситуация изменилась в пользу менее крупного госбанка: 2,1 против 2,3 млн клиентов.
У активного клиента по версии ВТБ:
- Есть кредит без просрочек.
- Имеется депозит с остатком не менее 10 000 рублей.
- За последние три месяца была транзакция по карточке, брокерскому счету или на Forex.
Для получения статуса достаточно выполнения одного условия. Под такие критерии попадает большая часть обычных пользователей услуг банка. Достаточно хотя бы раз в квартал совершить покупку с карточки и уже можно попасть в статистику.
В Сбере активного клиента описали более общими словами — он проявлял активность по продуктам финорганизации и ее партнеров в течение трех последних месяцев.
Какие стратегии используют банки для расширения
На старте 2023 года ВТБ анонсировал стратегию ориентации на массовый рынок. Госбанк целился на потребителей с месячным доходом до 40 тысяч рублей для расширения в будущем в сфере розничного бизнеса. Это решение было мотивировано желанием проникнуть в новые сегменты для поддержания своей прибыльности. В секторе среднего класса он уже занял свою нишу.
Финучреждение переключилось на привлечение зарплатных клиентов с доходом до 75 тысяч рублей. Также акцент был сделан на взаимодействии с пенсионерами и гражданами из разных социальных категорий. В малых городах и регионах с населением до 50 тысяч человек банк внедрил спецпредложения по ключевым продуктам. Участвовать в акциях можно было, просто расходуя деньги с карты, выполняя переводы и получая поступления ЗП, социальных выплат и пенсий. Благодаря этим мерам продажи в выбранных областях увеличились в полтора раза. Сейчас финансовая организация планирует расширить эту практику на всю сеть.
И еще одна причина прироста активных пользователей в VTB — обновление линейки продуктов и развитие цифровых технологий. Также часть клиентов перешла к ним из «ФК Открытие», ранее он был продан госбанку за 340 млрд рублей. Подробнее почитать о передаче дел можно в новости про интеграцию розничного бизнеса.
В Сбербанке дела обстоят иначе. Их база клиентов достигла таких размеров, что дальнейший ее рост становится сложной задачей. Конкуренты сейчас выходят в сегменты, где Sber присутствует уже давно. То есть свою долю потребителей услуг там он уже собрал.
Эксперты считают, что конкуренция за клиентов между банками усилится. На каждого жителя страны теперь приходится по два-три финучреждения. Их возможности для роста за счет новичков почти исчерпаны. Сбербанк уже охватывает 80% населения старше 15 лет, что создает высокую планку для сравнения.
Комментарии