Сбербанк отказывается от офисов, чтобы снизить расходы. Новости об этом появились уже много месяцев назад, с января и до мая банк закрыл 159 подразделений. Сентябрь оказался периодом рекордных показателей — Sber отказался от 527 офисов. В финансовой организации ожидают, что подобные действия позволят им сэкономить более 20 млрд рублей.
Зачем Sber закрывает офисы
Экономия на сокращении подразделений может достигать десятков миллиардов рублей в год. К тому же в банке отметили, что по объему продаж иногда продуктивнее оказываются онлайн-каналы, а не физические отделения. Но и у них есть свои недостатки — увеличивать доход сложнее, поскольку есть проблемы с размещением сервисов банка на иностранных площадках для скачивания приложений на смартфоны.
После рекордного сентябрьского закрытия сеть отделений Сбера в количественном выражении уменьшилась до 12,4 тыс. Всего с начала 2022-го банк отказался от 868 офисов. Показатель за сентябрь оказался максимальным с мая 2006 года. В финансовой организации отмечают, что такие изменения не сказываются на качестве обслуживания и покрытии территорий. При принятии решений они опираются на интересы и запросы пользователей. Журналисты напомнили, что в сентябре 2020 года представители Sberbank сообщали, что не рассматривают вопрос закрытия офисов. Но одновременно с этим они в любое время готовы обсуждать возможности их оптимизации.
Эксперты финрынка считают, что массовое сокращение сети подразделений Сбера — это его способ снизить статью расходов. Это необходимо из-за введенных санкций и кризисных явлений в экономике. Также изменения в физическом поле работы проходят одновременно с привлечением пользователей в цифровые каналы. В 2021 году диджитализация бизнеса помогла им сэкономить 8,9 млрд рублей на операционных расходах.
По примерным оценкам экспертов затраты на отделение могут достигать от 1,5 до 2 млн руб. в месяц. За год этот показатель (в зависимости от количества закрытых подразделений) может приблизиться к 16–21 млрд рублей. Перспективы исключить столь крупные затраты подталкивают финорганизацию оптимизировать офисную сеть.
В «Эксперт РА» отметили, что под сокращение или переформатирование попадают почти все отделения, не выходящие на операционную прибыль. Большинство крупных банков усовершенствовали свои сети еще в период с 2015 по 2018 годы. Часть офисов Сбера (даже с убытком) пришлось сохранить, поскольку они обеспечивали доступность финуслуг в определенных регионах. Но в действующих экономических условиях даже их актуальность падает, а более важным становится соотношение между затраченными ресурсами и полученной прибылью.
Чем заменят физические отделения
В Sber сообщают, что большая часть их клиентов сейчас пользуются услугами банка через приложение для смартфонов. По сведениям на конец 2021 года аудитория Сбербанк Онлайн достигала 71,3 млн человек в месяц. Если оценивать по продажам, то приложение выгоднее офиса. Второй чаще приносит расходы, нежели доходы. По данным за 2020 год доля продаж основных розничных продуктов через диджитал-каналы достигала 55%. У другого крупного банка ВТБ по сведениям за первые 6 месяцев 2022-го онлайн-продажи также составили более 50%.
Возможность развития цифрового направления сейчас осложняется из-за сокращения способов распространения приложений. Apple отслеживает и удаляет сервисы Sber и других банков РФ из AppStore. Но даже в санкционных условиях кредитные организации находят возможность развивать диджитал-направление. В онлайн-магазинах приложений периодически появляется аналог Сбербанк Онлайн — СБОЛ.
Если убрать из статистики Сбер, то в сентябре в банковском секторе зафиксирован рост количества офисов — на 41 штуку. Такая тенденция отмечается уже второй раз в году, ранее отделений стало больше в июле — на 19 штук. Прирост объясняют выходом банков на новые территории. Пока что в новостях сообщают об увеличении сети ПСБ.
Читайте также: Российские банки закрывают свои отделения — что ждет клиентов и сотрудников?
moneyzz.ru
Комментарии