«Имаджинариум» — как два находчивых парня из России заработали миллионы долларов на настольной игре

Простое увлечение французской настольной игрой позволило двум парням из России развить собственный бизнес с оборотом более 2 млн долл. в год. Они начинали с производства смешных и бессмысленных сувениров со стартовым капиталом около 300 тыс. руб. А пришли к успешному бизнесу с прибылью, исчисляемой в миллионах рублей, где 60% выручки формируется от продажи «Имаджинариума». В статье мы расскажем, как они запустили свое дело, сколько денег вложили, какой профит получили и какие выводы сделали.

«Имаджинариум» — это настольная игра на ассоциации. Она состоит из набора карточек с красочными и необычными иллюстрациями от российских художников. Суть — подобрать правильную ассоциацию к картинке и завуалированно донести свое видение до других участников с помощью слов. Многие фанаты замечают, что по механике она похожа на французскую Dixit. И создатели «Имаджинариума» не скрывают, что вдохновлялись при разработке своего продукта зарубежным образцом. И даже называют его «актом большой любви» к «Диксит».

имаджинариум

История создания игры

Более 8 лет назад в руки Сергея Кузнецова попала популярная настольная игра из Франции «Диксит» (выпущена в 2008 году). Она очень заинтересовала игромана, но перебирать каждый раз одни и те же иллюстрации ему быстро надоело. Так созрела идея найти и напечатать дополнительные карточки. Подходящие картинки он искал в свободном доступе в Интернете. Их рисовали фанаты, художники и просто заинтересованные лица. В общей сложности наборы пополнились 9 000 дополнительных карточек.

Сергей подумал, что если ему так нравятся эти иллюстрации, то другие фанаты тоже по достоинству их оценят. Смелой идеей заработка на популярной игре он заразил своего друга Тимура Кадырова. На тот момент у них уже была своя небольшая фирма по продаже забавных сувениров Stupid Casual. Вместе они решили печатать дополнительные наборы и отдавать их на реализацию в тематические магазины. Поначалу парням приходилось самостоятельно искать точки продаж и предлагать свой продукт. Но спустя полгода магазины сами начали обращаться к ним, потому что на допкарточки появился покупательский спрос.

Через какое-то время парни задумались, что продавать дополнения к чужой игре — это не совсем правильно. Также они ясно видели, что инструкцию к Dixit можно усовершенствовать, чтобы она стала еще интересней. На тот момент они уже пользовались другим полем и системой подсчета очков. Сергей и Тимур устроили мозговой штурм и примерно за 2 месяца продумали и собрали обновленный продукт на базе «Диксит». Он получил название «Имаджинариум» и был представлен на рынке как самостоятельный товар. Пробный тираж был выпущен в ноябре 2011 года. Со временем их смелая идея принесет им первый миллион долларов.

имаджинариум

Сколько пришлось вложить

В открытых источниках информация о первоначальных расходах молодых бизнесменов разнится. Где-то пишут, что им понадобилось около 200–300 тыс. руб. а где-то, что их стартовые вложения составили 400–500 тыс. руб. Ясно одно — инвестированные деньги с лихвой окупили себя, когда игра попала на прилавки.

Сами создатели сообщили, что на запуск первой партии они потратили около 1 млн. руб. Собственного финансового потока у компании тогда не было, поэтому денежные средства пришлось занимать. Поскольку технологию производства еще не отработали, за многие товары и услуги по незнанию переплатили. Со временем и приобретенным опытом им удалось снизить себестоимость на 20–30%.

На что пришлось потратиться для производства «Имаджинариума»:

  • Создание оригинальных иллюстраций для карточек.
  • Печать готовых наборов.
  • Изготовление сопутствующих деталей игры.

В последний пункт входят фишки в форме крылатых слонов, коробка с тремя отсеками, жетоны для голосования и инструкция. С фишками связана интересная история. Изначально создатели решили, что причудливые слоны должны быть сделаны из дерева. Но ни одна компания не могла предложить адекватную цену за изготовление нужных им объемов. Удалось договориться с людьми, которые умели резать фанеру лазером. Но возникла вторая проблема: красить небольшие партии можно было только вручную. За это взялась одна компания, но они успевали подготовить в сутки не более 60 комплектов (примерно 350 слонов). В итоге выпуск игры на рынок стопорился из-за недостатка фишек-слонов. И создателям пришлось перейти на изделия из пластика.

За оригинальными картинками для карточек они обратились к российским иллюстраторам-фрилансерам. В поиске подходящих кандидатов им помогли социальные сети и азы краудфандинга. Чаще всего карточки формировались из уже готовых работ иллюстраторов. То есть парни просматривали базу изображений, выбирали наиболее интересные и выкупали их. Такой подход обусловлен тем, что написать техническое задание на 98 странных картинок по одной тематике достаточно сложно. Проще выбрать из представленных в открытом доступе.

Готовые наборы печатали в московской типографии. Чтобы такой бизнес приносил деньги, нужно заказывать их тысячными тиражами. Так на их производство потратится меньше средств, чем если выпускать наборы поштучно. Также нужно держать в голове, что магазины сделают свою наценку на товар в 100%. И покупатель увидит сумму уже со всеми надбавками. Производитель не может завышать стоимость продукта, поэтому он вынужден снижать затраты на процесс его создания.

Сергей и Тимур рассказали, что первый год работы было очень тяжело. Всю прибыль приходилось вкладывать в производство новых партий. А дополнительные деньги они были вынуждены зарабатывать «на стороне». Но после отладки всех бизнес-процессов молодые предприниматели смогли позволить себе путешествия и менее строгие ограничения в бюджете.

Имаджинариум Союзмультфильм карты

Сколько удалось заработать

Первый тираж «Имаджинариума» был распродан за несколько месяцев. Торговые сети предупреждали, что приближается Новый год, и нужно выпускать больше наборов. Но владельцы бизнеса побоялись непредвиденных расходов и не стали рисковать. После успеха первой партии они существенно увеличили тираж.

За 2 года (с момента запуска в 2011) было реализовано 100 тысяч экземпляров игры. Оборот компании в 2013 году достигал 2 млн долл. Создатели сообщают, что спрос на продукт был очень высоким. Прибыль росла безумными темпами.

Спустя еще два года доход стал стабильным и более предсказуемым. Таких скачков продаж, как раньше, уже не наблюдалось, но прибыль постепенно росла примерно на 30% в год. Компания продолжила заниматься разработкой новых игр и выпускала дополнительные наборы к «Имаджинариуму».

В 2019 году в тематических Интернет-магазинах можно найти более 15 видов «Имаджинариума». Это дополнительные издания на разные тематики: космос, знакомые мультфильмы, фантазии и т.д. Также в списке есть специальные подарочные колоды или миниатюрные вариации, которые удобно брать с собой в дорогу. Игра пользуется огромной популярностью не только у тех, кто «в теме настолок», но и среди неискушенных покупателей. Регулярно проводятся игротеки и даже турниры для ее фанатов. Цена за один набор варьируется от 750 до 2 500 руб.

dixit

Как поделили авторские права с «Диксит»

Перед запуском производства Imaginarium Тимур и Сергей изучили правовую возможность для создания своей игры. Оказалось, что в РФ механика не считается объектом патентного права. То есть если содержимое настолки уникальное, то они без проблем могут продавать ее как собственный продукт. Все иллюстрации для карточек они выкупают у авторов. Для каждого набора подбирается уникальная и интересная создателям тематика.

Но не все фанаты игрового мира позитивно отнеслись к такому подходу. Часть сообщества считает их плагиаторами, а «Имаджинариум» — клоном Dixit. Недовольны остались и представители французской компании-издателя Libellud. Странно, что они решили отстаивать свои права только спустя много лет. В открытом доступе можно найти судебные документы по их жалобе от 2018 года. На рассмотрение дела в судах трех инстанций ушло больше 12 месяцев. Но в удовлетворении иска было отказано. Создатель «Диксит» направлял иск к ООО «ЛУНАПАРК», ООО «Космодром», ООО «МОСИГРА» и ООО «ГК «Оригами», которые занимаются реализацией Imaginarium. Сложность состоит в том, что сейчас уже нет возможности разобраться, кто именно отвечает за выпуск игры в России. На коробке пишут название компании Stupid Casual, но в реестре юрлиц ее нет. Сообщается, что бизнес Сергея и Тимура вошел в состав Cosmodrome Games. Но и к нему французы подобраться не смогли. Так что заявление о том, что ответчики нарушают закон «О защите конкуренции» осталось без удовлетворения. Вот такая запутанная, но интересная история вокруг таинственной и необычной игры.

имаджинариум

Что советуют создатели «Имаджинариума» начинающим предпринимателям

Советы от Сергея и Тимура для тех, кто находится в начале предпринимательского пути:

  • Не бойтесь. Осуществляйте любую, даже самую сумасшедшую идею. Чаще всего финансовые риски молодых бизнесменов минимальны. Если вы потеряете 50 или 100 тыс. руб. — ничего страшного. Заработаете их позже.
  • Будьте самим собой. Делайте то, в чем вы лучше других. Каждый может найти что-то такое в кругу своих интересов. Нужно просто выбрать любимое дело и заниматься им, не думая о деньгах. Тогда они придут. А если получить прибыль не удастся, хотя бы будет не так обидно, ведь вы провели время с пользой и удовольствием для себя.
moneyzz.ru
Рубрика: 
Про личные финансы и истории успешных людей

Комментарии

Ограниченный HTML

  • Допустимые HTML-теги: <a href hreflang> <em> <strong> <cite> <blockquote cite> <code> <ul type> <ol start type> <li> <dl> <dt> <dd> <h2 id> <h3 id> <h4 id> <h5 id> <h6 id>
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.