С 01.07.2018 года в банках России начали собирать биометрические данные клиентов, которые в будущем позволят пользоваться всеми услугами удаленно. В офисах кредитных организаций делают фото-фиксацию лица гражданина и записывают его голос. На данный момент процедура является добровольной и находится в стадии тестирования.
Зачем банкам биометрия
Возможность удаленной идентификации позволит банкам предоставлять весь спектр услуг без личного присутствия клиента. Помимо этого, новая технология должна защитить от доступа злоумышленников и снизить расходы финансовых организаций. Ожидается, что удастся сократить время на стандартные денежные операции.
Почта Банк и Сбербанк заявляют, что новинка будет удобна для жителей отдаленных областей, где открыто небольшое количество банковских отделений, а также для маломобильных граждан. Представители АК Барс считают, что технология придется по душе приверженцам различных инноваций и Финтеха.
Где и как собирают данные
Согласно нормам закона право на сбор биометрических данных имеют финансово-кредитные организации, которые:
- участвуют в системе страхования вкладов;
- соблюдают требования нормативных актов ЦБ;
- не находятся в стадии банкротства.
Те, кто желают зафиксировать свои биометрические данные, могут обратиться в ВТБ, Альфа-Банк, Райффайзенбанк, Почта-банк, Росбанк, АК БАРС Банк и еще десяток других банков. В Сбербанке процедура станет доступна во второй половине 2018 года в нескольких тестовых отделениях и будет распространена по всей стране к началу 2019 года. Пока что организация не приобрела все необходимое оборудование.
Существует множество технологий для формирования биометрического профиля: сканирование лица, фиксация голоса, считывание рисунка вен или радужки глаза, отпечаток пальца и другие. Российскими банками выбраны 2 из них — это скан лица и голосовая запись.
Процедура сбора данных занимает всего несколько минут. Необходимо сделать фотографию на спецоборудовании и продиктовать цифры от 0 до 9 в микрофон. С собой нужно иметь паспорт, ИНН, номер СНИЛС. Также понадобится подтвердить регистрацию в РФ и предоставить номер мобильного телефона для связи. Процедура доступна только для тех, кто зарегистрирован на Госуслугах. Если аккаунта на государственном портале еще нет, то сотрудник банка поможет его создать.
Обработка и хранение сведений ложится на плечи «Ростелекома» . Сбор данных — это один из этапов реализации проекта Минсвязи «Инфраструктура электронного правительства» . Для граждан сервис предоставляется бесплатно. Банки же будут перечислять 200 рублей за проданный с помощью удаленной идентификации продукт. Сумма будет разделена между учреждением, которое ранее зарегистрировало клиента в системе, «Ростелекомом» и поставщиком технологического звена процедуры.
Проблемы биометрии
В описанном механизме есть не только достоинства, но и недостатки. Проблемы связаны с сохранностью персональных сведений. Мошенники могут сдать биометрию за другого человека, подменив документы. Далее они получат доступ к финансовым услугам под чужим именем. Во многих банках нет нужного оборудования для тщательной проверки достоверности документов.
Также эксперты отмечают, что велик риск утечки биометрических данных. В век современных технологий очень легко раздобыть фото человека в разных ракурсах, записать и синтезировать его голос. Представители фининдустрии утверждают, что обмануть систему практически невозможно. Но оборудование хакеров тоже не стоит на месте.
Планы по внедрению
С июля 2018 года свыше 400 точек в более чем 100 городах России смогут взаимодействовать с клиентами удаленно. В планах внедрить систему в 20% банков на территории РФ до начала 2019 года. А в следующем году — во все оставшиеся. Будем наблюдать за процессом цифровизации.
moneyzz.ru
Комментарии