Кредитные организации хотят отменить ограничения по списанию средств со счетов, по которым владельцы не выходят на связь. Сейчас взимать с них комиссии за обслуживание и кредитные платежи можно только при условии обновления информации о держателе путем его опроса. Срок актуальности данных — 1 год. Автором инициативы выступает Абсолют банк. Финансовые эксперты считают, что нововведение поможет гражданам избежать штрафов, если они вовремя не заявили банку об изменении персональных данных (например, о замене паспорта). А кредитным организациям будет проще отслеживать мошеннические операции со «спящими счетами».
Проверка актуальности сведений
По существующим нормам актуальность сведений нужно подтверждать у самого держателя счета. Но иногда клиенты не выходят на связь, и в этой ситуации банк не может списывать деньги за обслуживание или по кредитным обязательствам. Финансисты считают такой подход несправедливым.
Уже сейчас Абсолют банк онлайн и любая другая кредитная организация могут самостоятельно проверить, действителен ли паспорт гражданина, появились ли какие-то связанные с ним судебные решения и т.д. Если сведения актуальны, то можно списывать деньги со счета в стандартном порядке. Если же информация устарела, им нужно связаться с клиентом для ее утверждения. Нововведения позволят банковским учреждениям забирать деньги с таких «спящих счетов», даже если не удалось установить контакт с владельцем и подтвердить изменение идентификационных данных.
Мнение других банков РФ
Представители ЮниКредит Банка согласны с инициативой коллег. Пока у банка нет законной возможности взимать средства за свои услуги и в счет погашения кредитов, ему приходится формировать просрочку и создавать под нее резервы. Хотя формально у организации есть основания для списания, и клиент ранее дал на них поручение. Существующая норма создает неудобства не только для финансовых учреждений. Держатели счетов сталкиваются с накоплением задолженности, на которую в дальнейшем начисляются штрафные санкции. По мнению финансистов от нововведения выиграют обе стороны.
Поддержали идею о взимании средств без личной сверки данных также в Росбанке, Зенит Банке и РоссельхозБанке.
Такие «брошенные» счета с остатком денег на балансе нельзя ни закрыть, ни использовать в угоду финорганизации. И с каждым годом их количество растет. Банкам онлайн приходится тратить на них свои ресурсы и обслуживать себе в убыток. В Промсвязьбанке отметили, что списанные за услугу ведения счета средства можно было бы потратить в том числе на процедуру проверки актуальности данных о владельце. То есть направить финансы на обслуживание автоматизированных запросов в государственные органы и клиентам.
Еще один довод от банкиров в пользу нововведения — снижение рисков использования «спящих счетов» в незаконных целях. Пока на них есть деньги, и они активны, мошенники могут применить их для проведения сомнительных операций. Если регулярно взимать с них комиссию за обслуживание, рано или поздно остаток придет к нулю, и счет можно будет закрыть.
В Росфинмониторинге сообщили, что в положении Центробанка об идентификации клиентов нет норм, которые бы предусматривали списание денег со счета при невозможности обновить данные о его владельце. Банк России пока что не получил инициативу от финансового сообщества для рассмотрения. Но регулятор заявляет, что они всегда готовы к диалогу по вопросам «антиотмывочного» законодательства (именно в его рамках банки обязаны обновлять информацию о клиентах не реже раза в год).
Также советуем к прочтению статью по теме — «Кому достанутся миллиарды, лежащие на невостребованных вкладах?».
moneyzz.ru
Комментарии