Обратимся к личному опыту Тинькова как успешного финансиста и брендмейкера. За 30 лет в бизнесе он выработал четкие установки, которые помогли ему сформировать крупнейший в мире онлайн-банк с экономически эффективным капиталом. Советами он поделился в собственной книге, опубликованной в 2018 году. По мнению Тинькова они подойдут не только для банковской сферы, но и для любого другого дела.
Нетерпимость к убыткам
Бизнес не будет процветать, если при его открытии руководитель уже мысленно готовится к убыткам. Такой менталитет приводит к тому, что проект просто съедает вложенные денежные средства и затухает. В России не получится годами ждать прибыли. Отечественная экономика не выдерживает такого подхода. Инвесторы не будут годами слушать сказки от предпринимателя, который не может выйти на прибыль.
Тинькофф Банк начал работать в плюс уже через 1,5 года с момента открытия. Председатель правления создавал бизнес-план на каждую отдельную линию, и если она не окупалась в обозримом будущем, ее закрывали. Ключевое правило успеха — быть нетерпимым к убыткам.
Подбор людей по личным качествам
При наборе команды Олег в первую очередь обращает внимание на личные качества людей. Технической стороне вопроса можно обучить, а амбиции, интеллект и блеск в глазах даются от природы. Так ему удалось разглядеть потенциал в Станиславе Близнюке и Артеме Яманове, которые стали впоследствии операционным директором и старшим вице-президентом соответственно. Во время собеседования банкир не оценивает рассуждения о тонкостях профессии, а анализирует, как соискатели думают, каковы их амбиции. Tinkoff не покупает звезд у конкурентов, а зажигает их у себя в банке.
Стабильная команда
Олег считает, что менять топ-менеджеров (как и жен) — неправильно. Несмотря на позитивный опыт основателя Amazon, который периодически переманивает к себе на освободившиеся места работников то из Walmart, то из Google и продолжает процветать. Здесь опять же играет роль культура русского человека, предпочитающего семейственность. Свыше 75% из топ-20 сотрудников ТинькоффБанка работают там более 10 лет. Бизнесмен подчеркивает, что стабильная команда — путь к успеху, но одновременно допускает, что это может быть и его слабым местом как предпринимателя.
Параноидальность в работе
Вся история Tinkoff Bank пропитана здоровой паранойей. Рабочие идеи всегда подвергаются сомнению, вызывают горячие споры. Чтобы бизнес развивался, ему нужна постоянная критика. Подход Олега противоположен принятому на западе. Он не хвалит своих сотрудников, а наоборот создает на работе параноидальную критическую атмосферу. В такой обстановке борьбы, по мнению основателя кредитной организации, рождаются лучшие продукты.
Вовлеченность владельца
По мнению Тинькова ключевую роль в успехе банка сыграли его постоянное присутствие и вовлеченность в процесс. Команда важна, но идеализировать людей не нужно. Владелец должен постоянно быть внутри своего бизнеса: знать его атмосферу и работников, принимать участие в совещаниях, посещать колл-центры. Сам Олег каждый день просматривает специальные статистические отчеты своего банка, чем немало удивляет коллег. Он участвует в жизни компании независимо от своего местонахождения — на отпуске или во время рабочих поездок. При обнаружении нетипичного поведения какой-либо метрики в отчете он сразу сообщает об этом профильному вице-президенту, чтобы оперативно решить вопрос.
Грамотное построение планов
Постоянный контроль идет параллельно с составлением планов. Самое важное правило в формировании целей — сделать их такими, чтобы менеджеры не пытались навредить долгосрочному развитию организации ради получения быстрых бонусов. Планировать деятельность нужно минимум на 5 лет вперед, в кредитном бизнесе точно. Если работа продумана только на 12 месяцев, то рынок такого предпринимателя достаточно быстро отрезвит. Также важно помнить про цикличность экономики. Нужно быть готовым к кризисным периодам. Если в спокойное время не будет достаточно прибыли, то во время спада избежать убытков не удастся.
Так на личном примере Тиньков рассказал, каких правил он придерживался, чтобы из никому не известного бренда развить крупный и узнаваемый банк. Более подробно свой путь он описал в книге «Революция. Как построить крупнейший онлайн-банк в мире». Если вам интересно развитие бренда Тинькофф от момента появления пивоварни до создания известной кредитной организации с примерами рекламных видео и слоганов, читайте нашу статью «Как Тиньков выстраивал свой бренд: на примере слоганов и рекламных роликов Тинькофф Банк».
moneyzz.ru
Комментарии