Совсем недавно (в конце 2022 года) Rosbank в целях расширения клиентской базы приобрел собственную микрокредитную компанию. Среди крупных российских банков он далеко не первый, кто купил себе МФО или пополнил свою линейку очень похожим на микрозаймы продуктом. Таких примеров на рынке становится все больше. Финансовые аналитики попытались разобраться, зачем же российским банкам собственные МФО, и смогут ли они повлиять на процентные ставки по микрозаймам.
Зачем банки покупают себе МФО
Помимо Rosbank своя микрофинансовая организация есть у Alfabank, Tinkoff Bank, Sovcombank, OTP Bank, Банка Синара, Экспобанка и Уралсиба. Также Sberbank ранее открывал собственную микрокредитную компанию, чтобы выдавать заемные средства малому бизнесу. Но в ноябре 2021 года он отказался от МКК, чтобы сосредоточиться на других сегментах микрокредитования (в том числе — на выдаче займов зарплатным клиентам).
Некоторые банки реализовывали похожие на микрофинансовые услуги, не выходя за рамки существующей финансовой организации. Речь идет о доступных кредитах на небольшую сумму и маленький срок. Чаще всего это были авансы или короткие займы до зарплаты. В 2020 году подобный продукт (Рокет Аванс) предлагали в Rocketbank. Моментальный кредит в размере 15 000 рублей был в MTS Bank. О других примерах можно почитать в новости от октября 2020 года. Со временем предложения трансформировались, одни банки от них отказались, а другие — решили вынести это направление в отдельный бизнес, купив микрофинансовую организацию.
Эксперты отмечают, что МФО — это прямые конкуренты банков в области потребительского кредитования. Включая микрофинансовую организацию в экосистему, они укрепляют позиции и увеличивают свою долю в данном секторе. В конечном счете они могут охватить более широкий сегмент розничного кредитования и привлечь больше клиентов. Также приобретение МФО поможет банкам не потерять заемщиков из-за ужесточения правил скоринга, кредитной политики и требований регулятора к ним.
Финансовые аналитики ожидают, что на банковском рынке в ближайшее время появится большое число новых продуктов. Часть из них может быть рассчитана на граждан с низкой финансовой грамотностью. Именно поэтому важно внимательно читать условия договоров перед их подписанием. Даже если в рекламе фигурировал крупный и известный банк, окончательная сделка может проводиться от лица подконтрольной ему микрофинансовой организации. Важно понимать, кто именно выдает денежные средства, и кому придется их возвращать.
Изменится ли ставка по микрозаймам
МФО, которыми будут управлять крупные банки, могут изменить свои условия выдачи заемных средств. Во многом это будет зависеть от параметров программы лояльности головной организации. Эксперты предполагают, что ставка по микрозаймам в таких компаниях может немного упасть. Банки могут позволить себе снизить вознаграждение за пользование деньгами, так как у них есть и другие финансовые продукты, приносящие прибыль, а также — крупный и надежный капитал. В то же время по обычным банковским кредитам ставки могут подрасти из-за более жесткого регулирования со стороны Центробанка и общей неопределенности в финсекторе и геополитике.
На глобальный микрофинансовый рынок слияние банков и МФО вряд ли как-то повлияет. На законодательном уровне действуют ограничения на размер процентной ставки по микрозаймам (на февраль 2023 года — до 1% в день). Кредиторы продолжат придерживаться этих значений, снижая вознаграждение только в рамках акций и бонусных программ.
Комментарии