В августе в Системе быстрых платежей (СБП) появился новый механизм взаимодействия между банковскими структурами, действующий наподобие чарджбэка. Теперь с его помощью можно вернуть ошибочный или мошеннический перевод. О запуске новой востребованной функции рассказали в Центробанке. Сервис используют уже 130 финансово-кредитных организаций, в числе которых Промсвязьбанк, ВТБ, Райффайзенбанк, МКБ, Росбанк, СКБ-банк и другие. В финучреждениях отметили, что вернуть деньги можно в течение 15 дней, но есть важное уточнение — возмещение возможно только при согласии банка на операцию.
Ошибку в переводе можно будет исправить
Диспутный механизм для СБП запущен в августе 2021 года. С его помощью банки могут действовать в соответствии со стандартными процедурами урегулирования спорных клиентских ситуаций. Дополнительно технология поспособствует сокращению сроков их рассмотрения.
Банки-участники смогут оперативно отправить запрос второй стороне (банку, от которого или которому пришли деньги) и решить проблему по удобным каналам коммуникации. В настоящий момент число споров в СБП не так уж и велико. Но количество пользователей системы стремительно растет, в связи с этим было принято решение внедрить механизм опротестования ошибочных переводов.
Чтобы запустить диспутный процесс, необходимо обратиться в банк с разъяснением ситуации. Сделать это может как клиент-получатель, так и отправитель. Он может запросить отменить или откорректировать операцию в СБП, предварительно описав характер допущенной ошибки (к примеру, неправильная сумма перевода или неточность в реквизитах). За счет нововведения потребители также могут обратиться в банк и получить нужные им документы по трансакции через Систему быстрых платежей.
Теперь пользователь может вернуть ошибочно присланную ему сумму или исправить свой недочет при перечислении денег другому человеку. Новое дополнение позволяет рассматривать претензии в одном окне и решать проблему в регламентированные сроки — до 15 календарных дней. Подобный подход к возврату действует в платежных системах, но они могут работать над запросом в течение 30 дней.
Банк имеет право проигнорировать запрос
В случае с переводами в СБП банк имеет право не ответить на обращение от другой кредитной организации, клиент которой допустил ошибку. Это важное отличие от механизма карточного чарджбэк (вернуть деньги, отменить перевод), где подобное поведение будет расценено как принятие ответственности за неправомерность операции. Там виновным признают эквайера, а деньги удержат с него в пользу клиента. Игнорирование обращения в Системе быстрых платежей будет означать «запрос отклонен, деньги возвращены не будут». Именно поэтому диспутный процесс там еще далек от идеала. Карточный чарджбэк в РФ используют очень часто. Одна из причин его популярности — удобство использования механизма в мобильных приложениях. Финансисты предполагают, что клиенты Системы быстрых платежей захотят видеть такой же диспутный механизм, как и в международных платежных системах.
Пока что самая частая причина обращений на возврат денег через СБП — ошибка в номере телефона. Больше всего запросов по теме как отменить перевод в последнее время отмечается в категориях туризма, концертов, путешествий. Это связано с пандемией коронавируса, из-за которой граждане не всегда могут получить те услуги, на которые рассчитывали и за которые заплатили. Если СБП внедрит действительно удобную возможность возврата, то сможет заслужить популярность как среди потребителей, так и в бизнес-сообществе.
moneyzz.ruОчень долго ждала этого! Ура, спасибо за хорошие новости.
Комментарии