Выпуск электронной подписи (ранее – электронная цифровая подпись, далее по тексту ЭП или ЭЦП) всегда производится для определенного физлица. Она позволяет в удаленном режиме подтверждать юридическую значимость каких-либо документов и отчетов. Когда речь идет о юрлицах, им необходимо дополнительно «привязывать» ЭП к своей организации. В случае с индивидуальным предпринимателем этого не требуется. Если в его штате есть сотрудники, для них выпускаются отдельные подписи физлиц. Далее разберем порядок получения ЭЦП индивидуальным предпринимателем.
Зачем нужна электронная цифровая подпись
Основные термины, а также виды электронной подписи мы разобрали в статье про получение ЭП физическим лицом. Эти данные актуальны и для индивидуальных предпринимателей. Сейчас обратимся к списку задач, которые она помогает решить.
Имея в наличии квалифицированную электронную подпись, можно:
- регистрировать ИП;
- получать патенты на изобретение;
- обеспечивать полный цикл удаленной работы;
- сдавать отчетность в налоговую и в другие фонды и инстанции через Интернет;
- подписывать документы и контракты в режиме онлайн;
- получать полный спектр услуг на сайтах госструктур, в том числе на госуслугах (в этом же списке Росреестр, Росаккредитация, СМЭВ, ГИС ЖКХ и другие);
- участвовать в торгах на подготовленных для этого площадках (по 223 ФЗ, коммерческих и торгах банкротов);
- работать с ЕГАИС;
- принимать участие в государственных закупках на различных площадках (проходить аккредитацию, отправлять заявки на аукционы, размещать жалобы, визировать контракты и т.д.).
Что нужно для получения ЭП
Для оформления электронной подписи необходимо выбрать удостоверяющий центр (УЦ) и обратиться в него с подготовленным пакетом документов. Подобрать аккредитованный УЦ и проверить законность его деятельности можно на сайте Минкомсвязи. Для ускорения процесса введите в строку поиска название компании или найдите подходящий объект на карте. Также для скачивания доступны перечни удостоверяющих центров с действующей и приостановленной аккредитацией. Более удобный список по городам размещен на портале Госуслуг.
Для обращения понадобится:
- оформить заявление в УЦ;
- предоставить документ, удостоверяющий личность (оригинал и копия паспорта);
- указать номера СНИЛС, ИНН, ОГРН индивидуального предпринимателя.
Если ЭЦП оформляется для участия в торгах, дополнительно понадобится предоставить электронную или бумажную выписку из ЕГРИП. Если документы подает уполномоченный представитель владельца, необходимо оформить на него доверенность, заверенную нотариусом. При наличии у ИП печати документ можно выдать собственноручно. Сертификаты и ключи будут записаны на сертифицированный электронный носитель (карта или флеш-накопитель).
Стоимость услуги устанавливается удостоверяющим центром в индивидуальном порядке. К примеру, в НУЦ цена тарифного плана варьируется от 1 500 до 1 950 рублей в год. Дополнительная плата начисляется за физический носитель ЭП, программное обеспечение и лицензии для него. Стоимость изменяется в зависимости от списка задач, для которых делается подпись. Есть облегченные версии только для сдачи отчетности и т.д. Время изготовления сообщит сотрудник центра после подачи документов. Срок действия ЭЦП — 12 месяцев, после понадобится ее перевыпустить.
Оформление электронной подписи через посредников
Помимо самостоятельного обращения в УЦ, индивидуальные предприниматели могут получить электронную подпись с помощью других структур и организаций. Услуга выпуска ЭП всегда производится на платной основе. Но некоторые компании предлагают ее оформление бесплатно, если предприниматель воспользовался другим их продуктом.
Рассмотрим несколько посредников:
- Контур (множество сервисных центров по всей стране, бесплатное оформление ЭЦП для отправки отчетности при оплате тарифа на обслуживание в Контур.Эльбе, выпуск подписи в течение 30 минут);
- Сбербанк (выпуск ЭП и отправка онлайн-декларации производится за 1 650 руб. в год при использовании сервиса «Бухгалтерия для ИП на УСН 6% без сотрудников»; действует акция: первым 5 тыс. клиентов в течение 1-го года — услуга бесплатна);
- Тинькофф (при подключении «Тинькофф Бизнес» электронная подпись оформляется банком без оплаты);
- Альфа-Банк (подать заявление можно через сервисы банка, после он передаст его удостоверяющему центру, останется только в назначенное время забрать ЭЦП у представителя выбранного УЦ).
Список остается открытым, поскольку подобную услугу предлагает в рамках бухгалтерского и банковского обслуживания множество разных фирм. От вас требуется только выбрать подходящие условия. Проверить подлинность полученного сертификата ЭП можно на госуслугах в соответствующем разделе.
moneyzz.ru
Комментарии