Как научить ребенка пользоваться деньгами в игровой форме

То, что для взрослого человека является привычным и само собой разумеющимся, для ребенка может казаться совершенно непонятным. Так, маленький человек видит, что полки магазинов заполнены разными вкусными вещами и интересными игрушками. Но почему все это нельзя просто взять и отнести себе домой, он не понимает. Ввести малыша в мир денег, на которые люди могут приобрести себе нужные товары, должны родители.

Лучше всего, если дети будут усваивать новые для них знания и понятия в интересной игровой форме, а не в виде скучных лекций-пояснений. В этой статье мы приведем несколько игр, которые помогут понять ребенку, что такое деньги и как с ними правильно обращаться.

Платное – бесплатное

Принцип игры в «Платное-бесплатное» такой же, как, например, в «Съедобное-несъедобное». В эту игру можно играть даже с таким ребенком, который еще не знает цифр. Главное, чтобы он уже понимал, что за покупку некоторых вещей и посещение определенных мест надо платить деньги.

Дошкольник должен усвоить, что, скажем, пойти погулять в парк или искупаться на речку можно бесплатно. Но, чтобы попасть в аквапарк, надо будет заплатить деньги — купить билет и показать его контролеру. Взять конфету со стола на кухне человек может бесплатно. Но, чтобы взять такую же конфету с полки в магазине, нужно будет рассчитаться за нее на кассе.

В ходе игры родители должны называть какие-нибудь предметы, а ребенок должен отвечать, платно или бесплатно можно их получить. Не лишним будет рассказать ребенку, что те продукты, которые находятся сейчас дома и которые можно взять бесплатно, папа или мама купили раньше (то есть за них уже заплатили).

как научить ребенка пользоваться деньгами

В итоге дети должны понять: прежде чем получить какую-либо понравившуюся вещь, надо сначала заработать деньги и затем купить на них нужный товар.

Ручейки

Следующая игра должна помочь понять ребенку, откуда в доме появляются деньги. Финансы, которые поступают в семью, можно условно сравнить с «ручейками», наполняющими озеро (кошелек). Сначала можно, например, рассказать детям, что мама и папа работают, и за это на работе им платят деньги. Зарплата папы и мамы похожа на два «ручейка». Их них образуется «море» денег (пусть и не всегда большое). Из этого «моря» можно брать монеты и купюры, ходить с ними в магазин и покупать товары. Если ручейков не будет, то деньги в море быстро закончатся, и ходить в магазин станет не с чем.

Дальше в ходе игры следует показать ребенку, что ручейков, наполняющих море, может быть не два (зарплата папы и мамы), а больше. Можно вместе вспомнить, как бабушка с дедушкой дарили деньги на день рождения. Так появился еще один «ручеек». Папа на прошлой неделе подрабатывал таксистом, и пассажиры платили ему деньги. Мама недавно продала по объявлению старые стулья. Так в море вливаются новые ручейки.

Затем можно предложить ребенку самому подумать, где еще можно найти финансовые ручейки (каким способом можно заработать деньги). Гипотезы маленького человека могут быть самыми фантастическими, но критиковать его не стоит. Главное, чтобы дети поняли: получить деньги можно после того, как выполнить какое-нибудь полезное действие.

Разменяй

На следующем этапе можно в процессе игры научить ребенка считать реальные деньги. Такие игры будут доступны детям уже в старшем дошкольном или младшем школьном возрасте. Для игры понадобятся настоящие монеты номиналом от 1 до 10 рублей и некрупные купюры (50, 100, 200 рублей).

Родители должны показать ребенку, что монеты и банкноты похожи друг на друга только внешне, а по ценности они значительно отличаются. Чтобы получить одну монету, за нее, порой, приходится отдать несколько других.

Смысл игры заключается в том, что взрослый кладет перед собой одну монету, а ребенок должен разменять ее теми монетками, которые выданы ему. Например, вместо 10 рублей можно отдать одну 5-рублевую, две 2-рублевых и одну рублевую монетки. То же самое следует проделать и с купюрами различного номинала.

Если в игре участвуют несколько человек, то выиграет тот, кто быстрее всех и без ошибок разменяет предложенную денежную единицу. Так дети на практике научатся считать деньги.

Импровизированный магазин

На следующем этапе можно показать ребенку, сколько денег стоят те или иные товары. Для этого следует взять реальные предметы (съедобные и несъедобные), которыми повседневно пользуется семья. На эти предметы прикрепляются ценники, на которых указана стоимость товара.

Мама или папа открывают дома «игрушечный магазин», а ребенок на выданные ему деньги покупает в нем товары.

ребенок и деньги

В процессе игры можно объяснить ребенку, зачем нужны деньги магазину. Ведь сотрудники магазина на полученные средства купят новые товары. А часть денег будет выдана им в качестве зарплаты (и они тоже смогут ходить за покупками). Так, играя, ребенок ближе познакомится с реально существующими в жизни товарно-денежными отношениями.

Планирование покупок

Когда маленький человек научится различать номинал купюр и ориентироваться в ценах, игру можно будет перевести в реальность. Перед учебным походом в настоящий магазин ребенка нужно попросить самостоятельно написать список необходимых товаров (из 3-4 позиций) и выдать ему небольшую сумму.

В магазине детям предстоит найти (с помощью взрослого) необходимые продукты и посмотреть, сколько они стоят. Если денег в кошельке окажется достаточно, то можно идти на кассу и оплачивать покупки.

С течением времени такую игру можно усложнить. Например, в список покупок вместе с ребенком нужно написать ингредиенты, необходимые для приготовления одного вкусного блюда. Если остаются лишние деньги, то можно будет купить на них еще и коробку конфет.

При этом взрослый выдает ребенку сумму с таким расчетом, что после покупки всех необходимых продуктов у него останется 30-40 рублей (и этих денег на конфеты не хватит). Передвигаясь вместе с ребенком по магазину, родители должны следить за его рассуждениями и действиями. Как быстро он поймет, что на сладости денег не остается? Какое решение он примет? Оставит семью без обеда, или откажется от приобретения незапланированных конфет?

В ходе этой игры маленький человек получит первые навыки по планированию покупок. Он с детства привыкнет заранее составлять список нужных товаров. Также он поймет, что имеющихся финансовых ресурсов не всегда хватает на все, что хочется. И научится сначала приобретать то, что нужно, а остаток тратить по своему усмотрению.

Небольшую сумму, которая останется у ребенка после покупки нужных продуктов, можно ему подарить. На сдачу у него получится приобрести себе коробку сладостей подешевле. Или можно предложить ему копить деньги. Так у него со временем появятся финансы на ту коробку конфет, которую не получилось купить в первый раз. Таким образом ребенок поймет, что жить надо по средствам. А на дорогостоящие покупки деньги придется накапливать.

Квест «Найди дешевле»

Когда ребенок поймет, что каждый товар имеет определенную цену, можно показать ему, что похожие вещи в разных магазинах стоят по-разному. Если в вашем микрорайоне есть несколько разных продуктовых магазинов, можно предложить ребенку пройти реалити квест и найти, в каком магазине нужный товар стоит дешевле. Дети поймут, что обход магазинов — это не утомительное занятие и не пустая трата времени. Изучая цены, можно сэкономить деньги. А на полученный излишек можно будет купить себе дополнительную «вкусняшку» или игрушку.

В ходе этой игры также следует обратить внимание ребенка на то, что цена товара зависит от объема упаковки, состава продукта, производителя и т. д. Похожую игру можно провести и в интернет-пространстве — дать детям задание найти сайт, на котором нужный товар продается дешевле всего.

moneyzz.ru
Рубрика: 
Финансовая грамотность: инструкции, правила и руководства к действию

Комментарии

Ограниченный HTML

  • Допустимые HTML-теги: <a href hreflang> <em> <strong> <cite> <blockquote cite> <code> <ul type> <ol start type> <li> <dl> <dt> <dd> <h2 id> <h3 id> <h4 id> <h5 id> <h6 id>
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.