Предприниматель учит детей программированию и зарабатывает до 450 000 рублей в месяц

Российские бизнесмены занимаются не только тем, что добывают полезные ископаемые и торгуют иностранными товарами. Некоторые из них обучают детей. Например, предприниматель из Ярославской области Юрий Валянов открыл 8 школ, в которых учит детей программированию. О своем бизнесе Юрий рассказал на страницах «Тинькофф Журнала».

Из нашей статьи вы узнаете:

  • как у Юрия возникла идея обучать детей современным информационным технологиям;
  • почему предприниматель открыл свой бизнес по франшизе (и что это такое);
  • сколько денег потребовалось для создания собственного дела;
  • как со временем развивается бизнес Юрия;
  • как ИТ-школа находит новых клиентов и нанимает педагогический персонал;
  • сколько можно заработать, предоставляя детям услуги дополнительного образования.

Как Юрий Валянов стал предпринимателем

Первый опыт работы на компьютере Юрий получил в раннем детстве — в 6 лет. Уже в 7 лет он выиграл конкурс по программированию в своем родном городе Рыбинске. Это — второй по величине город в Ярославской области с населением 180 тысяч человек. После окончания школы Юрий пошел учиться в университет на факультет электроники и информатики. В студенческие годы молодой человек стал подрабатывать: создавать сайты, настраивать цифровые устройства, устанавливать на ПК операционные системы.

Как Юрий Валянов стал предпринимателем

После окончания университета Юрий создал первое в своем городе электронное средство массовой информации «Рыбинск-Сити». На этом портале он размещал платную рекламу. Также молодой программист продолжал создавать сайты. Заработок айтишника в то время (с 2008 по 2019 год) составлял в среднем 100 000 рублей в месяц.

Открытие ИТ-школы по франшизе

В 2018 году у предпринимателя возникла идея обучать программированию маленьких детей. Однако опыта преподавательской деятельности у Юрия не было. И его внимание привлекли известные образовательные франшизы в этой области.

Франшиза — это готовая схема ведения бизнеса под известным товарным знаком. Собственники франшизы в области образования передают партнерам право открывать школы под свои брендом, предоставляют им собственные образовательные программы и рекомендации по ведению бизнеса. Предпринимателю остается только найти помещение, нанять персонал и привлечь клиентов.

За право вести бизнес под известным брендом и доступ к готовым методическим разработками предприниматель должен выплатить собственнику франшизы вступительный (паушальный) взнос, а затем ежемесячно отчислять ему часть своей прибыли (роялти).

Юрий знал, что в разных регионах России уже работают ИТ-школы для детей под названием «Алгоритмика», «Юниоркод», Coddy. Рыбинский бизнесмен остановил свой выбор на франшизе «Международной школы программирования и математики «Алгоритмика». Ему понравилось, как сотрудники этой компании общаются с будущими партнерами. К тому же на тот момент школы «Алгоритмики» работали уже в 9 странах.

алгоритмика

Покупка франшизы

Договор с «Алгоритмикой» Юрий заключил в январе 2019 года. Предприниматель заплатил компании паушальный внос (тогда он составлял 200 тысяч рублей). В ответ он получил готовые учебные программы и методики преподавания. Но тот момент у франчайзера были разработаны программы по основам логики и программирования для детей в возрасте 5-7 лет («Рыцарь года»), а также для школьников 8-12 лет («Марсианская академия»).

Новая школа получила доступ к общей образовательной онлайн-платформе. Плюс франчайзеры выдали Юрию пошаговый план запуска ИТ-школы и инструкции о том, как найти подходящее помещение, закупить технику, привлечь первых клиентов.

Поиск и оборудование помещения

Юрий понимал, что добираться детям в школу должно быть удобно и безопасно. Поэтому здание школы он искал не далее чем в 10 минутах ходьбы от остановки общественного транспорта. При этом следовало учесть, что по пути школу дети не должны пересекать опасные темные закоулки.

Площадь учебного класса для 10-12 человек должна быть не менее 20 м². Будущая ИТ-школа должна иметь доступ к высокоскоростному беспроводному интернету. Для детского учреждения не подойдут подвальные помещения и комнаты, расположенные выше 3-го этажа. В учебное заведение должна быть подведена вода, оно должно быть оборудовано туалетом и меть возможность проветривания.

Поиск и оборудование помещения

Юрий Водянов арендовал в Рыбинске самый недорогой объект, который соответствовал всем этим требованиям. Помещение для будущей ИТ-школы предпринимателю предоставил один из местных торгово-офисных центров. Площадь найденного помещения оказалась 45 м². За его аренду нужно было платить 22 500 рублей в месяц. На первые 3 месяца собственник здания предоставил предпринимателю скидку 50%.

Найденный предпринимателем класс требовал косметического ремонта. Строгие требования к оформлению интерьера «Алгоритмика» не предъявляла. Бизнесмен просто покрасил стены класса на свой вкус и заменил лампы на потолке на люминисцентные. На такой ремонт ушло 50 000 рублей.

Далее необходимо было оборудовать класс мебелью и техникой. Предприниматель хотел, чтобы дети в его школе занимались за одним общим столом. В итоге стол он сконструировал из листа ЛДСП, прикрутив к нему ножки. В результате обстановка в школе получилось, с одной стороны, оригинальной, а с другой — экономной. В мебельном магазине бизнесмен также купил 20 стульев для детей и 1 стул для педагога.

Кроме того, для школы были закуплены 2 стеллажа, тумбочка для хранения тетрадей, дополнительный стол и табуреты. Предполагалось, что за вторым столом учащиеся будут работать в бумажных тетрадях.

Для своей ИТ-школы предприниматель закупил 14 ноутбуков Lenovo. Приобретенные модели были «не игровыми, но шустрыми». Франчайзер не запрещал покупать в классы «Алгоритмики» неновую технику. Поэтому Юрий сэкономил, и приобрел ноутбуки, бывшие в употреблении. Часть ноутбуков имела сенсорные экраны. В дальнейшем их использовали для обучения маленьких детей в возрасте 5-7 лет.

Каждый класс ИТ-школы должен быть оснащен демонстрационным монитором. В свою школу Юрий принес собственный телевизор с диагональю 40 дюймов.

Расходы на открытие бизнеса

Каким капиталом нужно обладать, чтобы открыть собственную школу? Паушальный взнос собственнику франшизы составил 200 000 рублей. Примерно столько же пришлось заплатить за ноутбуки. 75 000 рублей предпринимателю стоила покупка мебели. Ремонт в классе обошелся в 50 000 рублей.

Расходы на открытие бизнеса

33 750 рублей нужно было внести за аренду помещения за 3 месяца (с 50-процентной скидкой). 20 000 рублей стоила реклама новой школы. На 1 000 Юрий купил нарядные воздушные шарики на открытие.

Итого в новый бизнес Юрий вложил 579 750 рублей. К этому времени доход ИТ-предпринимателя из Рыбинска составлял около 100 000 рублей в месяц. Поэтому обращаться за кредитом в банк ему не пришлось. Забегая вперед, скажем, что вложения бизнесмен окупил в течение года.

Налогообложение и лицензирование образовательной деятельности

До открытия ИТ-школы Юрий Валянов уже имел статус ИП. Первое время он работал по упрощенной системе налогообложения и платил государству 6% от выручки. Налогами приходилось отдавать около 200 000 рублей в год. Затем Юрий перешел на патентную систему налогообложения. При такой системе бизнесмену нужно приобретать годовой патент на право заниматься деятельностью. Стоимость такого патента для Юрия составляет 20 000 рублей.

Также предприниматель получил государственную лицензию на право заниматься образовательной деятельностью. Сделал он это по собственной инициативе. Франчайзер «Алгоритмика» таких лицензий от партнеров не требует.

Налогообложение и лицензирование образовательной деятельности

Местные органы власти проверили, прошел ли коллектив школы обучение санитарно-эпидемиологическим нормам, имеют ли педагоги профильное образование и необходимый набор прививок. Проверяющие убедились, что помещение школы соответствует гигиеническим нормам в плане вместимости, температуры, влажности, скорости движения воздуха, чистоты воды. Сотрудники Обрнадзора проверили, чтобы педагоги работали в соответствии с утвержденной программой, расписанием занятий и методическими рекомендациями.

Теперь родители учащихся ИТ-школы могут получать налоговые вычеты (13% от суммы, потраченной на образовательные услуги). Оплачивать обучение в лицензированной школе они могут из средств материнского капитала, а банки за расходы в категории «Образование» начисляют родителям дополнительный кэшбэк.

Расходы на получение государственной образовательной лицензии составили 12 000 рублей.

Запуск школы

Новая ИТ-школа «Алгоритмика» открылась в Рыбинске в январе 2021 года. Первые заявки на обучение детей учреждение получило от франчайзера. У владельцев франшизы есть собственное рекламное агентство. В нем предприниматели могут покупать заявки. Первые 30 заявок франчайзер предоставляет партнерам бесплатно.

Для потенциальных клиентов сотрудники ИТ-школы провели бесплатные мастер-классы. А затем предложили родителям платные образовательные услуги. ИТ-школа проводит с учениками по 1 занятию в неделю. Месячный абонемент на занятия в местной «Алгоритмике» стоит 2 600 рублей. За первые 2 недели работы рыбинская «Алгоритмика» набрала 12 учеников. Через месяц число учащихся выросло до 40, а через год — до 300.

Весной 2020 года мир накрыла эпидемия коронавируса, и от оффлайн-занятий пришлось отказаться. Обучение детей программированию временно переместилось в онлайн. В этот период педагогам школы пришлось работать в 2 раза больше. Занятия в обычном классе они проводили с группой из 12 детей, а в онлайн-формате — только с 6 учениками одновременно.

Испытание «удаленкой» школа выдержала. Общая численность учащихся за этот период не уменьшилась, финансовые показатели бизнеса не просели. Во время эпидемии ИТ-школа даже продолжила набирать новых учеников. Осенью 2020 года занятия опять были перенесены в классы. А Юрий Валянов открыл еще одну такую же школу.

Запуск школы

Развитие бизнеса

Когда в Рыбинске открылась первая «Алгоритмика», в областном центре региона – городе Ярославле – такая школа уже работала. Основал ее другой бизнесмен. Однако через год эта школа была закрыта. И франчайзер предложил Юрию занять опустевшую нишу.

Большой областной центр «Алгоритмика» отдавала партнерам не полностью, а по районам. Для начала Юрий решил попробовать свои силы на ограниченной территории. Для открытия ИТ-школы в Ярославле он выбрал микрорайон новостроек «Сокол». Детей в том районе проживало много. А возить их на обучение в центр города было проблематично из-за пробок.

В качестве паушального взноса за работу в одном сегменте города нужно было внести 100 000 рублей. Подходящее помещение в аренду удалось найти только после личного обхода территории. Площадь найденного помещения была большой — 145 м², но оно требовало перепланировки. За ремонт будущего класса предпринимателю пришлось заплатить 300 000 рублей.

Первую школу в Ярославле Юрий открыл в январе 2021 года. Уже к осени того же года он решил занять Ярославль полностью. Предприниматель оплатил франчайзеру еще 300 000 рублей паушального взноса, и открыл 3 новые школы. После этого он получил гарантию, что другие бизнесмены под брендом «Алгоритмика» в этот город не зайдут.

Одну из новых школ бизнесмену помогли открыть местные власти. От Департамента инвестиций и промышленности Ярославской области Юрий получил грант на социальное предпринимательство. По условиям этого гранта нужно было вложить в открытие бизнеса 500 000 рублей из собственных средств. Еще 500 000 рублей безвозмездно выделял областной Департамент. Чтобы получить такую помощь, проект должен был набрать определенное количество баллов по таким параметрам, как численность сотрудников, размер выручки, объем будущих налогов. Бизнес-проект Юрия удовлетворял всем этим требованиям.

Развитие бизнеса

В настоящий момент у предпринимателя работает восемь школами под брендом «Алгоритмика». Три из них находятся в Рыбинске, четыре в Ярославле и одна в Угличе. В школах Рыбинска обучается 500 ребятишек, в Ярославле — 220, в Угличе — 50. В общей сложности — 770 учащихся. В большом областном центре учеников оказалось в 2 раза меньше, чем в маленьком городе, потому что там выше конкуренция. В Ярославле на сегодняшний день представлены детские ИТ-школы всех известных в России брендов.

Углич с одной школой и 50 учениками — это небольшой районный центр с населением 40 000 человек. Располагается он недалеко от Ярославля. У предпринимателя получилось открыть там школу, потому что до нее можно доехать на автомобиле максимум за час.

Как школа привлекает новых клиентов

Больше всего учеников приходит в школу по рекламе в соцсети «В Контакте» или поисковой системе Яндекс. Самый эффективный канал привлечения клиентов — местные сообщества родителей. На рекламу в Яндексе в августе 2022 года школа Юрия Валянова потратила 35 000 рублей, «В Контакте» — 60 000.

Еще ИТ-школа проводит совместные мероприятия с городским детским парком. Например, школа устраивает в парке свои выпускные. Педагоги дарят ученикам билеты на аттракционы, а проходящие мимо посетители таким образом узнают о существовании «Алгоритмики».

Также рыбинский бизнесмен пользуется услугами робота. Программа прозванивает базу потенциальных клиентов, которые ранее интересовались услугами «Алгоритмики», но пока не отдали своих детей на обучение. Такая программа может звонить 50 абонентам одновременно. Она не устает и не говорит лишнего. Стоят услуги звонящего робота около 20 000 рублей в месяц.

Как школа привлекает новых клиентов

А еще ИТ-школы Валянова привлекают новых клиентов при помощи скидок. В Ярославской области с 2018 года работает госпрограмма персонифицированного финансирования дополнительного образования (ПФДО). На имя ребенка, который проходит обучение в одном из центров дополнительного образования, выдается специальный сертификат. На номер этого сертификата приходят виртуальные деньги, которыми родители могут оплачивать услуги дополнительного образования. Жителям Ярославля власти выделяют на эти цели 10 000 рублей в год, Углича — 8 000 рублей. Этих средств хватит, например, чтобы оплатить 3 месяца обучения в «Алгоритмике». 90% учеников школы получают скидку по данной программе.

Правда, в Рыбинске программа ПФДН в настоящее время не работает. В 2022 году в городском бюджете на эти цели денег не нашлось. Ранее жители города на оплату услуг дополнительного образования получали по 6 600 рублей в год.

Наем сотрудников

Кто работает в школах Валянова? На первых порах в компании трудился сам Юрий, его супруга и еще два нанятых преподавателя. Юрий занимался управлением школой и развитием бизнеса. Супруга общалась с клиентами, заключала договоры.

А вот найти педагогов в специализированную ИТ-школу оказалось непросто. Преподаватель такой школы должен быть практиком и хорошо разбираться в цифровых технологиях. Однако заработок учителя в сфере дополнительного образования составляет всего от 500 рублей за одно 1,5 часовое занятие. Профессиональные айтишники, разрабатывающие цифровые продукты, зарабатывают кратно больше. В сферу образования они не идут. Тем не менее, на сегодняшний день в ИТ-школах Валянова трудится 40 сотрудников.

Подбором педагогических кадров занимается сам Юрий. Он просматривает резюме обратившихся соискателей, изучает их опыт. Затем он проводит собеседование с каждым понравившимся кандидатом, и задает ему вопросы о работе со сложными учениками. Соискатели, прошедшие собеседование, должны провести пробные мастер-классы. После этого кандидат на должность самостоятельно анализирует, что у него получилось, а что нет.

Соискателей, прошедших отбор предпринимателя, должен утвердить франчайзер. Все новые члены команды обязаны пройти обучение.

Наем сотрудников

Кроме педагогов в команде бизнесмена трудятся 6 менеджеров по продажам, специалист по рекламе в социальных сетях и бухгалтер на аутсорсе (нештатный сотрудник).

Зачем предпринимателю франшиза

Во время учебного года Юрий Валянов перечисляет франчайзеру роялти размере до 100 000 рублей ежемесячно. Почему опытный предприниматель не открывает собственные ИТ-школы и продолжает платить такие деньги франчайзеру?

«Алгоритмика» предоставляет в пользование бизнесменам собственную образовательную платформу, в разработку которой вложены сотни миллионов рублей. Специалисты техподдержки франчайзера обеспечивают работоспособность этой платформы и устраняют возникающие сбои. Профессиональная команда методистов постоянно дорабатывает предоставленные образовательные курсы.

Если владелец школы наймет в штат собственных разработчиков и методистов, то затраты на оплату их труда значительно превысят ежемесячные отчисления франчайзеру.

Выручка, расходы и прибыль предпринимателя

Сколько получается заработать на дополнительном образовании детей? Общая выручка всех школ Юрия Валянова во время учебного года составляет 2 миллиона рублей в месяц. Летом выручка меньше, так как многие дети уезжают из города на отдых.

На зарплату сотрудников школы уходит 906 500 рублей (здесь и далее данные за март 2022 года). Еще 246 500 рублей бизнесмен тратит на аренду помещения, и 200 500 рублей на оплату коммунальных услуг. 150 000 рублей — это расходы на рекламу.

120 000 рублей в марте 2022 года предприниматель заплатил государству в качестве налогов. 12 тысяч рублей у школы ушло на починку компьютерной техники. Маленькие дети порой пользуются ноутбуками и планшетами в экстремальном режиме. Например, малыш из интереса может отковырять клавишу на клавиатуре. Поэтому ремонтировать технику приходится часто.

Общие месячные траты бизнесмена за март 2022 года — 1 635 500 рублей. Итого чистая прибыль предпринимателя, занимающегося дополнительным образованием детей, составляет 365 000 рублей месяц. Если не надо платить налоги и нет такой большой коммуналки, то прибыль бывает еще больше. Например, в мае 2022 года чистый доход бизнесмена составил 450 000 рублей. Но не надо забывать, что из этого дохода приходится платить роялти франчайзеру.

moneyzz.ru
Рубрика: 
Про личные финансы и истории успешных людей

Комментарии

Ограниченный HTML

  • Допустимые HTML-теги: <a href hreflang> <em> <strong> <cite> <blockquote cite> <code> <ul type> <ol start type> <li> <dl> <dt> <dd> <h2 id> <h3 id> <h4 id> <h5 id> <h6 id>
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.