Alfabank открыл еще одну МФО — «Альфа Финанс» будет выдавать гражданам займы под залог

Уже вторая микрофинансовая организация была зарегистрирована в качестве дочки Alfabank. МФК «Альфа Финанс» будет предоставлять физическим лицам крупные займы под залог. Представители юридической сферы выражают опасения, что такой подход распространится среди банков с целью обхода лимитов на кредитование клиентов с высокой долговой нагрузкой.

Микрофинансовые организации Альфа-Банка

Первую МФО банк открыл в декабре 2021 года (внесена в реестр Центробанка в марте 2022-го). Микрокредитная компания под названием «А Деньги» выдает гражданам краткосрочные PDL-займы. Уставный капитал достигает 1,5 млрд рублей. Руководит МКК Гришин Олег Александрович. Фирма была создана совместно с другим игроком финансового рынка: 73% принадлежат Alfabank, оставшиеся 27% — МФК Zaymer (доля была продана в июне 2022-го Гудзовскому Д.А.). Условия кредитования стандартны для микрофинансового сектора: пользователи могут взять до 30 000 рублей на срок до 30 дней.

Вторая финорганизация получила название «Альфа Финанс». Запись о ее регистрации появилась 13.10.2023. Уставный капитал компании составил 200 млн рублей. Генеральным директором назначена Меликян Кристина Ашотовна. Доля Альфа-Банка в бизнесе новой МФК составляет 100%. То есть эта компания уже целиком принадлежит банку.

Новый кредитор займется финансированием граждан под залог. Ожидается, что сумма таких сделок может достигать 1 млн рублей. Пока что все данные поступают только от источников, знакомых с учредителями. Сам Alfabank создание МФО еще не комментирует.

На рынке также считают, что в будущем компания может начать выдавать денежные средства малому и среднему бизнесу. Банк сам сейчас развивает именно это направление. Не исключено, что займы МСБ передадут в работу уже созданной МФК.

мфо альфа банк

Эксперты о банках и МФО

В саморегулируемой организации МиР считают, что банки запускают собственные микрофинансовые дочки для сохранения клиентов, которым отказывают в классическом банковском кредитовании. Также более доступные продукты помогут привлечь новых заемщиков. Потребителей с высокой долговой нагрузкой переведут с кредитов на займы, и в целом маржинальность бизнеса не пострадает.

По распоряжению Центробанка в банках доля заемщиков с показателем долговой нагрузки выше 80% не должна быть больше 5%. В то же время для микрофинансистов лимит не такой строгий. Он составляет 15%.

Эксперты финрынка напомнили, что задачей любого бизнеса является постоянный рост и развитие. Активизация банковских групп в микрофинансовом сегменте связана именно с желанием увеличивать прибыль и расширять влияние в секторе. На банковском рынке уже появилось несколько крупных игроков, которые создали свои собственные МФО.

Совместная деятельность банкиров и микрофинансистов выгодна всем участникам такой схемы. Заемщики получают денежные средства, МФО — клиентов, а банки зарабатывают комиссию, при этом сохраняя лояльность потребителей и рост бизнеса. Создание Альфа-Банком микрофинансовой дочки позволит ему увеличить общий объем средств, доступных для предложения клиентам. Юристы считают, что регулятору следует более внимательно следить за образованием подобных дочерних банковских фирм. Со временем они могут начать кредитовать крупные компании, что приведет к существенному росту прибыли.

Пока что рано говорить о конкуренции классических МФО и банковских. Первые ищут заемщиков среди широкого круга потребителей. Вторые же чаще всего рекламируются среди уже готовой клиентской базы. Но со временем ситуация может измениться.

Читайте также:

Зачем банкам собственные МФО и могут ли они повлиять на ставки по микрозаймам?

Автор материала:
А. Каткова

Cпециалист по налогообложению, бухгалтерскому учету и аудиту. Автор статей по финансовой грамотности и финансовым продуктам. Обозреватель новостей банковской сферы, финтеха и IT.

moneyzz.ru
Рубрика: 
Новости банков и экономики

Комментарии

Ограниченный HTML

  • Допустимые HTML-теги: <a href hreflang> <em> <strong> <cite> <blockquote cite> <code> <ul type> <ol start type> <li> <dl> <dt> <dd> <h2 id> <h3 id> <h4 id> <h5 id> <h6 id>
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.