Проблема мошенничества с использованием социальной инженерии на финансовом рынке настолько разрослась, что банкам приходится придумывать собственные варианты борьбы с ней. Так в Тинькофф запустили специальные выездные группы, основная цель которых — отговорить клиента переводить денежные средства аферистам. Разберемся, что говорят о новой услуге в банке.
Выездная финпомощь от Tinkoff
Финансовая организация создала и внедрила мобильные отряды из команды Тинькофф Защита. Выездные сотрудники обучены предотвращать мошенничество по отношению к потребителям банковских услуг. Их помощь пригождается в случаях, когда клиент собирается перевести денежные средства аферистам. За год эти группы помогли избежать убытков на сумму 21 миллиард рублей.
Изначально специалисты Тинькофф Защиты пытаются отговорить пользователя от сомнительной финансовой операции в чате или по телефону. Это необходимо, поскольку злоумышленники часто очень хорошо владеют приемами психологического давления. Они внушают гражданину, что ему жизненно необходимо перевести им деньги или оформить кредит, часто описывая в качестве последствий отказа жуткие сценарии из жизни. Напуганный человек не может объективно оценить рациональность своих действий, и здесь ему нужна уже более серьезная помощь. Именно поэтому сотрудникам банка приходится общаться с ним вживую.
Часто жертвы мошенничества настолько подвержены влиянию аферистов, что даже при попытке банка заблокировать подозрительную операцию и уточнить намерения клиента по телефону, они не верят банковским представителям и настаивают на переводе средств.
Чтобы услуги были качественными, банк провел специализированное обучение для своих сотрудников, работающих с потенциальными жертвами мошенников. В течение нескольких месяцев психологи обучали специалистов поддержки, как именно общаться с людьми в нестабильном эмоциональном состоянии. Они разработали собственные скрипты диалога, чтобы можно было оперативно донести правду до запутавшегося клиента. Среди прочих в эти материалы вошли специальные методики и кодовые слова, которые помогают выстроить доверие и эффективно общаться с людьми в критических ситуациях.
Каждый месяц Tinkoff проводит с такими клиентами до 3 000 встреч. Переубедить удается 95% жертв, оставшиеся 5% все равно проводят транзакцию по настоянию злоумышленников. Чаще всего это переводы, связанные с псевдоинвестициями. Пользователи вкладывают средства в сомнительный проект, чтобы получить высокие проценты дохода.
Комментарии от представителей Тинькофф
Олег Замиралов из Центра экосистемной безопасности Tinkoff отметил, что бороться с мошенничеством действительно трудно. Недостаточно просто отследить нарушение закона, нужно еще убедить клиента не участвовать в этих махинациях. Граждане, подвергшиеся влиянию аферистов, иногда не принимают помощь банка и уверенно подтверждают намерение переслать деньги.
Аферисты применяют изощренные методы воздействия:
- Выдают себя за сотрудников правоохранительных органов.
- Запугивают нарушением серьезных статей законов.
- Играют на доверии к родственникам и знакомым.
Tinkoff пробовал подключить к процессу непосредственно психологов, но они оказались недостаточно убедительными. Из-за мощного влияния мошенников на психику некоторые клиенты словно теряют способность критически оценивать ситуацию и впадают в транс. Видя все это, Тинькофф решил воспользоваться своим статусом банка без отделений и создал мобильные группы сотрудников. Они должны на месте помочь жертвам осознать обман и предотвратить потерю средств.
Комментарии