О своей работе в зарубежной компании рассказала 26-летняя жительница Челябинска, которая 4 года работает по контракту помощником официанта на иностранном круизном лайнере. Опытом она поделилась на страницах Т—Ж.
Из этой статьи вы узнаете:
- как девушка стала официантом;
- что из себя представляют круизные лайнеры;
- как работают и как отдыхают сотрудники общепита на океанических лайнерах;
- сколько зарабатывает помощник официанта в зарубежной компании и на чем она экономит;
- какие девушка видит перед собой перспективы.
Как девушка стала официантом
Впервые на работу на должность официанта девушка попала в 2012 году, после окончания 8 класса. Мама героини нашего рассказа работала главным бухгалтером на базе отдыха под Челябинском. Там она и трудоустроила свою дочь на лето. Школьница тогда трудилась за почасовую ставку и проценты от заказов. За 3 месяца ей удалось заработать 40 000 рублей, что для подростка из 2012 года было неплохой суммой. И тогда девочка поняла, что общепит — «это её».
После окончания 9 класса девушка поступила в местный колледж на специальность «Гостиничная деятельность». После окончания учебного заведения молодой специалист устроилась на работу в пятизвездочный отель Екатеринбурга, в котором раньше проходила практику. В этом отеле девушка отработала 3 года, и доросла с должности официанта до должности старшей смены. Параллельно она училась на заочном отделении вуза по специальности «Ресторанная деятельность». По мере карьерного роста росла и ответственность специалиста. Но чаевых становилось меньше, так как девушка стала меньше работать с посетителями. Через 3 года карьерный рост девушки прекратился.
Первый контракт с зарубежной компанией
В июне 2019 года бывший официант из Челябинска задумалась о работе на иностранных круизных лайнерах. В соцсетях она увидела рекламу российского представительства литовского агентства, которое помогало выходцам из бывшего СССР трудоустроиться в этой сфере. С сотрудником этого агентства девушка отрепетировала интервью с работодателем, а также пополнила словарный запас специальной терминологии на английском. Английский язык девушка изучала с 5 лет. Кроме того, в отеле, где она работала, останавливалось много иностранцев.
При собеседовании будущие работодатели особое внимание обращали на доброжелательность человека. А вот требований к внешности они не предъявляли. Важно, чтобы у соискателя не было татуировок на открытых частях тела.
В январе 2020 года героиня нашего рассказа заключила свой первый контракт с компанией, которая организует круизы. Каждый такой контракт длится от 5 до 8 месяцев. Первый круиз новой сотрудницы начинался в Сиднее (Австралия). Три месяца корабль должен был плавать около Австралии и Новой Зеландии. А затем отправиться к Аляске, и два месяца плавать там.
Девушку из Челябинска приняли на работу в ресторанный департамент на стартовую позицию, которая называется сотрудник буфета. В ее задачи входило приносить отдыхающим напитки, убирать во время еды со стола, делать пересервировку приборов. С точки зрения карьеры такая работа была понижением. С другой стороны, оплата за труд заметно выросла. На должности сотрудника буфета на круизном лайнере девушка получала 1100 $ (95 000 рублей по курсу 2024 года).
Доработать тот контракт девушке так и не удалось — его прервала пандемия коронавируса. В середине марта 2020 года всех гостей и часть персонала лайнера отправили по домам. Оставшиеся сотрудники работали по 2-3 часа в день и получали 60% от зарплаты. В Россию девушке удалось вернуться только в июне 2020 года. После возвращения в Челябинск она устроилась управляющим в местное кафе.
Впечатление от работы на круизном лайнере
Во время первого плавания девушка столкнулась с языковым барьером при общении с коллегами. 90% персонала на лайнере оказались филиппинцами, индонезийцами и индусами. Они говорили на очень специфичном английском, с добавлением оригинального сленга. Россиянка с 5 лет учила английский в его британском варианте. Поэтому эй потребовалось время, чтобы научиться понимать выходцев из Азии.
Стандарты обслуживания клиентов на лайнере оказались такими же, как и в России. Но блюда гостям нужно было разносить на непривычном овальном подносе, который имел в дину около 50 см. С этим у нее первое время возникали сложности. Трудно было также осваивать незнакомые требования USPH — американского аналога российского Роспотребнадзора.
Морская болезнь девушку не коснулась. Но на всякий случай она познакомилась с тем, как можно бороться с этим недугом. При возникновении приступа нужно сфокусироваться на неподвижном горизонтальном объекте, чтобы организм не поддавался качке. Многим помогают также зеленые яблоки, имбирные цукаты и горячая вода с имбирем.
Когда лайнер входил в зону плохой погоды, персонал к этому готовился заранее: убирал посуду с открытых пространств, завязывал шкафы.
Что представляют собой круизы на лайнерах
В апреле 2021 года сотруднице общепита из Челябинска предложили заключить еще один контракт с той же самой компанией. С тех пор героиня нашего рассказа плавает на океанических лайнерах на регулярной основе. На момент написания статьи она отработала 5 контрактов длительностью от 5 до 8 месяцев, и готовится к 6-му.
Работает девушка на лайнерах класса Upper Premium. Вместимость таких судов — 930 пассажиров и 450 членов экипажа. Отдыхающим компания предлагает премиальное обслуживание и размеренный отдых с экскурсиями по маршруту. Из развлечений на таких лайнерах можно сходить в кинотеатр, казино и зал с живой музыкой.
Однако есть и такие лайнеры, которые состоят из 20 палуб и вмещают 4000 пассажиров. На них отдыхающие могут посетить даже аквапарки, дендрарии, театры, катки и красочные шоу.
60% среди отдыхающих на круизных лайнерах — это американцы, 20% — британцы, остальные — это китайцы, японцы и европейцы. Обслуживающий персонал на 90% состоит из жителей юго-восточной Азии. Русскоговорящих сотрудников может набраться от 1 до 10 человек на весь контракт.
Рабочее место сотрудника ресторанного департамента
Спустя 8 месяцев после начала второго контракта героиню нашего повествования повысили до должности помощника официанта. После этого она стала зарабатывать 1650$ (около 142 000 рублей по современному курсу). К ее обязанностям добавились прием заказов на еду и напитки, а также проверка качества обслуживания.
На круизном лайнере для отдыхающих работают буфет, множество закусочных, основной ресторан, ресторан итальянской кухни и ресторан с тематическими сет-меню (например, кухня Азии, Норвегии, Индии). Пассажиры могут также заказать себе еду в номер. Блюда в номер доставляют, в основном, на подносах. Иногда на одном подносе приходится нести 5 тарелок с блюдами и 2 термоса с горячими напитками. Тележки на лайнере тоже есть, но их всего 2 штуки.
Завтраки и обеды на корабле проходят не по графику, а в зависимости от расписания экскурсий. Это — самый напряженный период для сотрудников ресторанного департамента. Во время завтрака гости спешат побыстрее поесть и убежать на экскурсию. Обедать пассажиры также стараются на лайнере, чтобы не тратить деньги в городе. Еда и безалкогольные напитки для отдыхающих здесь бесплатны. Пиво и вино тоже бесплатны, но только во время обеда и ужина. Крепкие алкогольные напитки, вино в бутылках и коктейли пассажиры могут приобрести за отдельную плату.
На завтраке самый большой ажиотаж наблюдается в буфете, где в это время работает шведский стол. В задачи сотрудников входит сервировка напитков, уборка грязной посуды, пересервировка столов. В небольших закусочных на том же самом корабле завтраки проходят спокойнее. Ужины при хорошей организации со стороны официанта проходят размеренно, независимо от количества посетителей.
Во время каждого контракта сотрудники ресторанного департаменты закрепляются за определенным местом. Например, во время завтрака они работают в буфете, а во время обеда и ужина — в итальянском ресторане. Иногда им приходится обслуживать гостей, а иногда — полировать в подсобном помещении бокалы и столовые приборы.
За командой из 3-х человек закрепляется определенное количество столов. Такая команда состоит из официанта, помощника официанта и сотрудника буфета. Состав команды меняется примерно через два круиза. Если официант (старший на станции) знает свое дело, то у остальных работа идет хорошо. Если официант выполняет свои обязанности недобросовестно, то его работу приходится брать на себя помощнику.
Рабочий день сотрудника ресторанного департамента состоит из 3-х смен: завтрака, обеда и ужина. Общая продолжительность рабочего времени в течение дня составляет около 10 часов. Но между сменами у сотрудника должен быть перерыв не менее 6 часов.
Смена помощника официанта на круизном лайнере может начаться, например, в 5:30 утра в кофе-баре. Вставать при этом приходится за 45 минут до начала работы. В 9 утра, когда в бар приходят другие сотрудники, можно будет уйти на перерыв.
Следующая смена сотрудника начинается, к примеру, в 14:30, во время дневного чаепития. В отдельной зоне рядом с буфетом гостям подают 15 видов чая с сэндвичами и десертами под живую музыку (скрипку и виолончель). Эта смена может длиться 3 часа, до 17:30.
Вечерние смены (ужины) заканчиваются в промежутке с 21:30 до 23:30. В это позднее время персонал готовит ресторан к закрытию (моет пол, полирует бокалы и приборы).
Самое сложное в работе
Сотруднику ресторана часто приходится выходить из сложных ситуаций таким образом, чтобы не нанести ущерб комфорту гостей и качеству обслуживания. Специалист не имеет право срывать свое недовольство жизнью на отдыхающих. Официантам приходится учиться улыбаться даже сквозь проблемы, слезы, усталость и болезнь.
Что запрещено делать во время контракта
В зарубежной компании строго запрещена дискриминация по признаку национальности, пола и т. д. Одного мужчину из юго-восточной Азии уволили за то, что он приставал к сотрудницам — выходцам из его страны.
Персоналу запрещено проводить время с гостями даже если их приглашают.
За нарушения (опоздания, конфликты с коллегами, нарушение техники безопасности) сотрудникам выписываются письменные предупреждения. Три таких предупреждения в течение года приводят к увольнению.
Подобное предупреждение героиня нашего рассказа получила в первый месяц своей работы. Во время выхода в город она отравилась. Чтобы инфекция не распространялась по кораблю, медицинские работники отправляют больных сотрудников на 48-часовую изоляцию в каюту. Россиянка во время своей изоляции решила постирать вещи, нарвалась на руководство и получила предупреждение. Предупреждение находится в деле сотрудника в течение года и препятствует его продвижению по службе. Но героине нашего рассказа повезло. Ее предупреждение пришлось на пандемию.
Отдых для сотрудников
Компания проводит на лайнере специальные мероприятия для персонала: караоке, вечера «вино и сыр», «пиво и пицца», розыгрыши призов, завтраки. Организованно проходят празднование Нового года, 14 февраля и Дня независимости Филиппин. Раз в 2 месяца для сотрудников проводятся дискотеки. На них можно взять себе бесплатное вино, пиво или газировку (в разумных количествах). Но бывает, что сил на посещение таких мероприятий у сотрудников ресторанного департамента уже не остается.
Выход в город
Во время стоянки, в перерыве между рабочими сменами, сотрудник круизной компании может выйти погулять в город. На это у него есть в лучшем случае 4-5 часов. Полноценных выходных дней у официантов нет. Прибыть на корабль сотрудник должен за 2 часа до отправления.
Зв время работы на круизных лайнерах помощница официанта из России посетила множество европейских стран, Австралию, Новую Зеландию, Бермуды, США, Канаду, Багамы, страны Карибского бассейна, Египет, Шри-Ланку. В Мельбурне (Австралия) она побывала в музее современного искусства. В Сан-Франциско (США) видела лежбище морских котиков. Также девушке запала в душу природа Новой Зеландии, понравились канадские города Ванкувер и Монреаль.
Минусы работы официантом
Работая по контракту, россиянка редко видится со своими родными. Правда, с мужем она работает в одной компании. С ним девушка познакомилась в 2021 году. Ее супруг — выходец из Македонии. И трудится он также в ресторанном департаменте.
Кроме того, сотрудник общепита постоянно рискует пораниться или обжечься.
Работа в этой сфере считается тяжелой. Официанту приходится в течение 6 месяцев без выходных носить подносы с едой, спать по 4-5 часов в сутки, а улыбаться окружающим — по 10. В отпуске первые недели сотрудница круизного лайнера спит по 20 часов в день. Отпуск девушки длится 1,5-2 месяца.
Заработок
Героиня нашего рассказа на должности помощника официанта получает 1650 $ в месяц. Ежемесячно из ее зарплаты вычитается около 70$ «отпускных». Эти деньги выплачиваются на руки единоразово после окончания контракта. Если контракт длился 6 месяцев, то «отпускные» сотрудника составляют 420 $ (36 000 рублей).
За качественное обслуживание можно получать от отдыхающих дополнительный заработок — чаевые. Их сумма бывает разной. На одной неделе чаевыми можно получить 5$, на другой — 75. Особенно гостям нравится, когда официанты обращаются к ним по имени и помнят, какой напиток они предпочитают за обедом.
Больничный в случае легкого заболевания сотрудникам не дают. Если человек не смог выйти на смену по болезни, его обязанности перераспределяют между другими сотрудниками. На зарплате пропуск смен из-за недомогания не сказывается.
Выдают работникам больничный и госпитализируют их на берегу только в случае тяжелого заболевания или травмы. Так, героиня нашего рассказа провела неделю в изоляции из-за коронавируса. А еще однажды она пролила на себя суп и получила ожог второй степени.
Расходы и экономия
Основная статья расходов официанта во время контракта — это покупки во время выхода в город. Россиянка старается не тратить на эти цели больше 300 $ в месяц.
На проживание, питание и покупку спецодежды персонал круизного лайнера деньги не тратит. Живут сотрудники бесплатно в каютах для персонала. Такие каюты располагаются на нижних палубах ниже уровня воды и не имеют окон. Каюты для сотрудников двухместные. Кровати в них — двухъярусные со шторками. В каютах есть душ, туалет и телевизор с хорошим выбором фильмов. Год назад в каюты поставили холодильники, которых очень не хватало.
Если сотрудники состоят между собой в отношениях, они могут попросить поселить их в одну каюту. Однако исполнения такой просьбы порой приходится ждать долго — до 2 месяцев.
Из дома с собой в плавание девушка берет две термокружки (потому что в каюте может быть холодно), будильник (потому что там нет часов), большую мягкую игрушку для уюта и фотографии родственников, которые она развешивает на стенах.
Питаются работники лайнера в специальных столовых для персонала. Им положены бесплатный завтрак, обед, ужин, два кофе-брейка. А также ночной перекус (после 23:00) для тех, кто поздно закончил свою смену. Работают в столовых для сотрудников, в основном, провинившиеся люди, так как там «о чаевых не может быть и речи».
Меню в столовых для персонала отличается от меню для гостей. Работникам подают салаты, овощи, фрукты, колбасу, сыр, супы, гарниры, мюсли, каши, омлет. Так как большинство персонала — выходцы из Азии, в меню часто присутствует рис. Цикл обновления меню на лайнере длится 2 недели, поэтому блюда быстро приедаются.
Россиянка берет с собой в плавание из дома козинаки, ирис, лапшу, пюре и супы быстрого приготовления, горчицу, пастилу и цикорий. Иногда она покупает продукты в русских магазинах в разных городах мира. Так, однажды недалеко от Афин ей удалось приобрести ряженку и сыр-косичку.
Униформа для сотрудников ресторанного департамента состоит из черных брюк и белых рубашек. На завтраках к ним добавляется фартук, во время обеда — жилет, на ужинах — пиджак. Форменная обувь официантов напоминает калоши. Они нескользящие и противоударные. У девушки из России плоскостопие, и поэтому она просит у менеджеров обувь на шнурках. Официантам такая обувь не полагается, но проблем с ее получением у девушки не возникало.
На работу обслуживающий персонал должен приходить без пирсинга, с короткими и ненакрашенными ногтями. Макияж девушек должен быть неброским. Можно трудиться вообще без макияжа.
Авиаперелет до места посадки на лайнер сотрудникам также оплачивает работодатель. Посадка, как правило, происходит в тех странах, где не нужна виза, либо в США. Американскую визу обязаны иметь все работники компании.
Свою первую визу девушка из Челябинска оформила в 2019 году в Екатеринбурге. Сейчас за этим документом ей приходится ездить в Казахстан. С получением визы у нее проблем не возникает. Двухлетней визы хватает на 3 контракта.
Каждые 2 года сотрудник компании должен проходить медосмотр, раз в 5 лет — курсы по безопасности. В России медосмотр для этой организации можно пройти только в Москве. Стоит он 250 $. Получение визы и прохождение медкомиссии сотрудникам оплачивает компания.
Курсы по безопасности девушка проходила в 2019 году в Санкт-Петербурге. За них она заплатила 40 000 рублей. Эти траты работодатель сотрудникам не компенсирует. Сертификат по безопасности может пригодиться при трудоустройстве в другую компанию.
Дальнейшие перспективы
Работать официантом на океаническом лайнере героиня нашего рассказа планирует еще 2-3 года. К тому времени ей будет около 30 лет.
Со следующего года девушка планирует копить деньги на покупку квартиры.
Также в следующем году россиянка намеревается получить должность официанта. Обязанности официанта и помощника похожи, но ответственность у первого больше. Зарплата официанта на лайнере — 2200$ (около 190 000 рублей). Дальше продвигаться по карьерной лестнице в этой сфере сложно.
После завершения карьеры официанта девушка, возможно, она станет тьютором (наставником). И будет помогать молодым людям, которые хотят трудиться в зарубежных компаниях на круизных лайнерах.
Конечно. Всё выше сказанное правда.
Комментарии