Как изменился общепит в России за год пандемии

Эпидемия коронавируса и введенные из-за нее ограничения отрицательно сказались на многих отраслях экономики. Особенно сильно пострадал общепит.

Почти полтора месяца с конца марта до середины мая 2020 года кафе и рестораны были закрыты. В дальнейшем при работе им требовалось соблюдать множество ограничений (увеличивать дистанцию между столиками, проверять температуру у посетителей на входе, прекращать работу после 23-00 и т. д.).

Посмотрим, как нелегкий 2020-й год отразился на рынке общепита:

  • насколько изменилось общее количество точек;
  • какие сегменты развивались, какие стагнировали, а в каких произошло сокращение;
  • как развивались данная сфера в различных городах России.

Приведенные цифры и факты мы позаимствовали из исследования СберБанка и 2ГИС. Анализ был проведен по 15 крупнейшим городам России с численностью населения более 1 миллиона человек.

общепит в России

Общее количество предприятий общественного питания

Удивительно, но за трудный 2020-й год общее число заведений общепита в городах-миллионниках не сократилось, а, напротив, увеличилось. Суши-баров, кафе, пиццерий и ресторанов в крупных городах стало на 8,9% больше, чем годом ранее. В крупных населенных пунктах двери для клиентов распахнули 65 тысяч кафе и ресторанов.

Однако рост числа заведений общепита существенно замедлился (более, чем в 3 раза). В 2019 году их количество, по сравнению с 2018 годом, увеличилось на 31,6%.

Как развивались различные сегменты общепита

Лидерами по приросту количества точек в масштабах всей России стали суши-бары. Если сравнивать с прошлым годом, то таких заведений стало на 35% больше.

Также существенно увеличилось количество пекарен, которые работают в режиме кафетерия. В таких торговых точках съесть свежую выпечку с кофе или чаем можно, не покидая помещения. И подобных пекарен в России стало на 30,5% больше, чем в прошлом году.

Еще один сегмент, который показал заметный рост — это популярные у россиян пиццерии. Их количество увеличилось на 22,2%.

Нетрудно заметить, что 2 из 3 лидирующих форматов способны работать в режиме доставки еды на дом. Из-за разразившейся эпидемии именно организация доставки стала основным трендом 2020 года. За год количество кафе и ресторанов, готовых привозить покупателям заказы на дом, увеличилось на рекордные 123%.

Рост популярности пекарен с возможностью есть их продукцию, не выходя на улицу — это своеобразное «открытие 2020 года».

Самые массовые сегменты общепита — фаст-фуд и недорогие кафе — не продемонстрировали в коронавирусный год впечатляющего роста. Ресторанов быстрого питания в крупнейших городах России стало больше на 8,43%, «кафешек» — на 3,07%. Для сравнения: в 2019-ом их количество увеличилось почти на 100 и на 10% соответственно.

Число дорогих ресторанов в кризисном 2020-м году выросло также незначительно (на 1,99%). Рестораны традиционно ориентируются на создание неповторимой атмосферы, высокую кухню и оригинальную подачу еды. К работе через курьеров они приспособлены плохо. Поэтому ограничения на этом сегменте отразились сильнее, чем в остальных. К тому же в 2020 году снизились реальные располагаемые доходы населения. А это всегда негативно отражается на ресторанном бизнесе.

Также в течение года незначительно выросло количество столовых (на 1,36%). Причина такого слабого роста: в 2020 году многие категории работников и учащихся были переведены на удаленную работу из дома. Питались они, соответственно, также в своих квартирах.

Единственный сегмент общепита, в котором сократилось количество заведений — это бары. Их в 2020 году стало на 1,19% меньше, чем годом ранее. Коронавирусные ограничения на бары повлияли сильнее всего. Во многих городах даже после отмены режима самоизоляции точкам общепита было запрещено работать в период с 23 до 6 часов. В барах именно на это время суток приходится пик посещаемости.

общепит после пандемии

Как изменилась ситуация в отдельных городах

Рекордсменом по приросту предприятий общепита стал Волгоград. Там новых заведений стало на 25,4% больше, чем год тому назад. Этот прирост, главным образом, обеспечили пекарни. Их количество увеличилось на 42,5%. Заметную динамику роста показали также пиццерии (+24%) и кулинарии (+19,8%).

А вот столовых и ресторанов в этом городе на Волге стало, напротив, меньше (на 0,89 и 2,88% соответственно). Но еще заметнее убавилось количество точек с продажей кофе и безалкогольных напитков навынос (-3,53%).

В Москве количество заведений общепита увеличилось на 13,47%. В столице особым спросом у населения стали пользоваться также пекарни. Их количество увеличилось на 58,7%. А еще в Москве на 26% стало больше суши-баров и ресторанов японской кухни.

Небольшую отрицательную динамику в столичном регионе показали такие форматы, как кафе (-0,18%), столовые (-0,65%) и рестораны (-0,85%).

Хуже всего в городах-миллионнниках дело с развитием общепита в 2020 году обстояло в Ростове-на-Дону. Здесь общее количество предприятий общественного питания увеличилось всего на 1,49%. Как и в других городах России, рост в этом городе обеспечили пекарни (+38,4%), кулинарии (+35,6%) и суши-бары (+29).

А вот алкогольных баров и обычных столовых в Ростове-на-Дону стало на 10% меньше, чем год тому назад.

Так что, несмотря на кризис, с выпечкой, японской кухней и пиццей в России все в порядке. Количество респектабельных ресторанов в нашей стране не уменьшилось. А число ночных баров сократилось незначительно.

moneyzz.ru
Рубрика: 
Исследования и анализ тенденций на финансовом рынке

Комментарии

Ограниченный HTML

  • Допустимые HTML-теги: <a href hreflang> <em> <strong> <cite> <blockquote cite> <code> <ul type> <ol start type> <li> <dl> <dt> <dd> <h2 id> <h3 id> <h4 id> <h5 id> <h6 id>
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.