Экономика совместного пользования (ЭСП или шеринговая экономика) возникла на наших глазах в XXI веке. Теперь человек может, например, не покупать собственный автомобиль. Если авто ему нужно всего раз в неделю, он может арендовать машину в каршеринге. При этом ему не придется нести расходы на содержание автомобиля, его ремонт, покупку топлива, оплату парковок, покупку гаража или машино-места.
Раньше какой-либо товар можно было купить только в магазине. Теперь есть возможность зайти на сайт объявлений и приобрести нужную вещь у другого человека. Конечно, она будет б/ушной. Но стоить она будет значительно дешевле, чем новая из супермаркета.
Таким образом, основной принцип экономики совместного потребления – это не обладание благом, а доступ к пользованию им. Такой доступ людям обеспечивают современные электронные сервисы. Поставщиками товаров и услуг на рынке ЭСП могут быть как обычные граждане (продавцы на сайтах объявлений, владельцы собственных квартир, работники-фрилансеры), так и специализированные компании (сервисы аренды и т. п.).
В нашей статье мы посмотрим:
- как зародилась шеринговая экономика;
- почему ЭСП так бурно развивается;
- какие показатели экономика совместного потребления продемонстрировала в России в непростой год пандемии.
Как возникла шеринговая экономика
Первоначально совместное потребление появилось в сегменте премиум-класса. Богатейшие люди планеты со временем осознали, что им выгоднее не покупать и содержать личные самолеты или яхты, а сообща пользоваться одним самолетом, который сдает в аренду какая-либо частная компания.
Например, через приложение JetSmarter миллионеры всего мира могут арендовать частные самолеты или бронировать на них места. Кстати, этот стартап основал выходец из России Сергей Петроссов, а инвесторами проекта стали королевская семья Саудовской Аравии и американский рэпер Jay-Z.
В эконом-сегменте совместное потребление начало развиваться с появлением сервиса аренды квартир Airbnb в 2008 году. Его основатели — граждане США Брайан Чески и Джо Геббиа. В молодости они снимали квартиру и сдавали в субаренду спальные места на надувных матрасах. Вырученными деньгами они рассчитывались со своим арендодателем. В настоящее время созданная ими площадка по краткосрочной аренде жилья работает в 191 стране мира.
В Китае сейчас через особый сервис можно взять в поминутную аренду зонтик от солнца. В Германии владельцы собственных солнечных батарей и ветряных установок могут продавать другим людям излишки выработанной электроэнергии. По всему миру в аренду у граждан-собственников можно взять туристическое снаряжение, палатки, инструменты, зимнюю одежду и т. д.
У частного лица можно не только арендовать товар, но и заказывать ему выполнение определенной работы. Так различные компании или простые граждане могут совместно пользоваться услугами одного специалиста — программиста, дизайнера, мастера по ремонту, репетитора и т. д. Заключать с ним бессрочный трудовой договор не нужно. Найти таких специалистов можно на биржах фриланса и сайтах объявлений.
Причины популярности экономики совместного потребления
Почему ЭСП развивается так стремительно? Совместное пользование вещами экономически выгодно потребителям. Товар, бывший в употреблении, на «Авито» стоит меньше, чем новый аналог в магазине. Взять в аренду свадебное платье на пару дней дешевле, чем покупать новое. Если человеку автомобиль не нужен ежедневно, то выгоднее при необходимости заказать такси. Арендовать домик у моря на 3 недели дешевле, чем покупать его в собственность и содержать как дачу.
Владельцам недвижимости, автомобилей, свадебных нарядов, туристического снаряжения также выгодно сдавать свою собственность в аренду. Так они могут получить дополнительный доход. В противном случае вещь большую часть времени просто пылилась бы в чулане.
Как развивается экономика совместного потребления в России
Наша страна не отстает от мировых тенденций. В России бурными темпами развиваются такие сегменты ЭСП, как покупки товаров у частных лиц (так называемые C2C-продажи), услуги фриланса, каршеринг (аренда авто), карпулинг (использование попутного транспорта), краткосрочная аренда жилья и офисов.
Если оценивать объем транзакций, то в 2020 году безоговорочными лидерами в нашей стране стали покупки б/у товаров на сайтах объявлений. На этот сегмент шеринговой экономики пришлось 78% всех осуществленных транзакций. Всего в 2020 году граждане России перечислили друг другу за покупки товаров на сайтах объявлений 838 миллиардов рублей.
На втором месте по объему транзакций в прошлом году оказалась оплата услуг специалистов-фрилансеров — 17% от общего рынка экономики совместного пользования на сумму 183 миллиарда рублей.
Третье место по уровню развития в России занимают услуги аренды автомобилей — каршеринг (краткосрочная аренда) и карпулинг (оплата проезда на попутном транспорте). На их долю пришлось 3% от общего объема ЭСП. В 2020 году россияне потратили на аренду авто 33,8 миллиарда рублей.
Краткосрочная аренда жилых помещений и рабочих офисов по объему транзакций находится на 4 месте. Общий объем расходов — 14,2 миллиарда рублей (2% от рынка совместного пользования вещами).
Остальные сегменты экономики совместного потребления (аренда вещей, индивидуального транспорта, краудфандинг) пока находятся в зачаточном состоянии. На их долю пришлось 1,5 миллиарда рублей осуществленных транзакций (из общего объема 1 триллион 70 миллиардов рублей за год).
Объем транзакций в разных секторах ЭСП в России в 2020 году (в миллиардах рублей).
Рассмотрим особенности и перспективы развития различных сегментов экономики совместного пользования в России подробнее.
Продажа б/у товаров
В 2020 году сектор C2C-продаж вырос на 48% по сравнению с 2019-м. Годом ранее его рост составлял 53%.
Ключевые платформы, на которых люди могут продавать ненужные вещи и покупать себе бывшие в употреблении товары — это «Авито» и «Юла». При этом в 2020 году сервис «Юла» интегрировался с соцсетью «В Контакте», что еще более расширило аудиторию потенциальных пользователей данных услуг. Общее количество посетителей «В Контакте» и «Юлы» на конец 2020 года составляло 72 и 27 миллионов человек соответственно. Кроме того, в прошлом году на рынке частных объявлений появился еще один крупный игрок — «Яндекс.Объявления».
На ускоренное развитие C2C-продаж в России влияет также появление новых способов доставки товара. Например, на «Авито» покупки теперь можно доставлять даже в другие населенные пункты «Почтой России». Оказывать услуги платформам продажи б/у товаров стал сервис «Яндекс.Такси».
В 2020 году (в год пандемии, ограничений на передвижения и удаленной работы из дома) у россиян повышенным спросом пользовались бывшие в употреблении велосипеды, самокаты, компьютерная техника, товары для занятия спортом.
На развитие рынка C2C-продаж также сказалась повышенная потребность в получении дополнительного заработка, а также потребность сэкономить семейный бюджет на дешевых покупках.
Услуги фрилансеров
В 2020 году в России на 31% вырос рынок подработок во фрилансе (когда работодатели не заключают с сотрудниками трудовые договоры, а сообща пользуются услугами «свободных специалистов»).
Здесь также можно проследить влияние пандемии (необходимость найти дополнительный источник дохода и расширенные возможности для удаленной работы).
В 2020 году фрилансеры по всей стране смогли получить статус «самозанятого» и легализовать свой доход. К осени прошлого года количество самозанятых в России достигло 1 миллиона человек. Фрилансеры из них составляют, предположительно, около 7-10%.
Аренда автомобилей (каршеринг)
Рынок краткосрочной аренды автомобилей в 2020 году в России вырос незначительно (на 9%). Годом ранее он показал рост свыше 50%. Здесь сказались ограничения на передвижение, и даже просто на выход из дома. Чтобы пережить трудные времена, каршеринговые компании организовывали силами своего автопарка доставку заказчикам продуктов питания и посылок.
В трудный для бизнеса год в Москве количество каршеринговых компаний сократилось с 16 до 6. Приостановилось продвижение данного бизнеса в регионы. Например, «Делимобиль» ушел из Красноярска, Уфы, Грозного, Ростова-на-Дону. В Сочи и других городах черноморского побережья, напротив, впервые появилась возможность взять авто на прокат. Это связано с повышенным притоком в данный регион туристов (в связи с невозможностью провести отпуск за границей).
Следует отметить, что в России услуги каршеринга практически не конкурируют с продажей автомобилей. Автолюбители нашей страны предпочитают передвигаться на собственном транспорте, так как при аренде есть риск столкнуться с авто с прокуренным салоном, пятнами на сиденьях и прочими неудобствами. Но все чаще автомобили в краткосрочную аренду берут граждане, которые до этого передвигались на общественном транспорте (автобусах, маршрутках, метро).
Использование попутного транспорта (карпулинг)
В 2020 году рынок карпулинга в России просел на 36%. Виновата в этом эпидемия коронавируса и ограничения при передвижении между регионами. Два месяца (апрель-май 2020 г.) лидер в данном сегменте — платформа BlaBlaCar — вообще не работал. Количество перевозок попутным транспортом начало восстанавливаться с июня, однако прошлогоднего уровня оно так и не достигло.
Аренда средств индивидуальной мобильности
Под замысловатым термином «средства индивидуальной мобильности» скрываются обычные велосипеды и самокаты. В год пандемии рынок аренды этих транспортных средств вырос на 35 %. Основная причина — возросший спрос на доставку товаров.
Главными препятствиями для развития данного бизнеса в России является отсутствие необходимой инфраструктуры — специальных полос для движения самокатов и велосипедов, а также специализированных парковок.
Краткосрочная аренда жилья
Из-за пандемии в 2020 году значительно (на 48%) просел рынок краткосрочной аренда жилья. Этот вид экономики совместного пользования активно развивается, в основном, в туристических городах. Здесь собственники жилья сдают свои квартиры путешественникам и конкурируют с местными гостиницами.
В год пандемии практически полностью отсутствовал международный туризм, значительно сократилось количество рабочих командировок и краткосрочных поездок на отдых на выходные. Туристический сезон также начался с опозданием. В июле-августе активность отечественных туристов на внутреннем рынке повысилась. Но ее не хватило, чтобы перекрыть общее годовое падение.
Краткосрочная аренда офисов
Рынок совместного использования рабочих помещений в прошлом году упал на 28%. Это также связано с введенными ограничениями, когда гражданам разрешалось работать исключительно из дома. Для выхода требовалась веская причина. В некоторых случаях выйти из дома без получения специального пропуска было невозможно.
Однако развитие фриланса и возможности работать удаленно дает основания предполагать, что в ближайшем будущем краткосрочная аренда рабочих помещений будет более востребована. Особым спросом, по мнению экспертов, станут пользоваться коворкинги, которые располагаются непосредственно в спальных районах.
Краудфандинг
На рынок краудфандинга (совместного финансирования коммерческих и некоммерческих проектов) пандемия повлияла незначительно. Его объемы за год увеличились на 5% (на величину, сопоставимую с инфляцией).
В разгар пандемии средний чек помощи некоммерческим мероприятиям (или поддержки рискованных коммерческих стартапов) падал с 1 500 до 1 100 рублей. Однако к концу 2020 года средний взнос вырос до 1 700 рублей и даже превысил значение прошлых лет.
Аренда вещей
Самую значительную положительную динамику в 2020 году в России показал рынок аренды вещей. По сравнению с предыдущим годом он вырос на 85%.
В период вынужденных ограничений повышенным спросом у россиян пользовалась аренда спортивных тренажеров, шлемов виртуальной реальности, игровых приставок. После снятия запретов на поездки между регионами вырос спрос на аренду туристического оборудования. Правда, в некоторых сегментах (например, аренда вечерних нарядов) спрос во время эпидемии практически обнулился.
Однако по сравнению с другими сегментами экономики совместного пользования, рынок аренды вещей в России развит пока еще слабо. Специализированные площадки, на которых можно арендовать нужный товар или оборудование, до сих пор работают лишь в нескольких крупных городах страны.
Большинство сегментов экономики совместного пользования в России успешно пережили пандемию. У остальных сфер после окончательного снятия ограничений имеется потенциал для восстановления и дальнейшего роста. Есть все основания предполагать, что в будущем шеринговая экономика в России продолжит свое развитие.
moneyzz.ru
Комментарии