Наш сегодняшний рассказ — об особенностях работы и уровне заработка водителя электропоезда. О специфике своей профессии поведал на страницах «Тинькофф Журнала» Олег Владимирович — специалист с 30-летним опытом работы, проживающий в городе Хабаровск.
Из нашей статьи вы узнаете:
- где можно получить профессию машиниста;
- в каких условиях трудятся сотрудники РЖД;
- сколько платят таким специалистам;
- какие преимущества и недостатки есть у подобной работы;
- на что хватает зарплаты машинисту из Хабаровска.
Как получить профессию машиниста
Специальность машиниста поезда герой нашего рассказа выбрал потому, что здесь «хорошо платят». Профессию он получил еще во время СССР в одном из железнодорожных ГПТУ (государственном профессионально-техническом училище). В настоящее время по такой специальности обучают в профильных железнодорожных колледжах и техникумах.
После окончания училища молодой человек пошел в армию. Со службы он вернулся в 1992 году, получил «подъемные» и устроился на должность помощника машиниста. Подъемные — это деньги, которые компания или государство выплачивает молодым специалистам при устройстве на работу. Есть ли такая практика в РЖД сейчас, Олег Владимирович не знает.
Впоследствии работодатель отправил специалиста на повышение квалификации — обучение профессии машиниста. Курс переподготовки длился 7 месяцев. Во время учебы сотрудник РЖД получал денежные выплаты на уровне своей средней зарплаты. После сдачи экзаменов и стажировки он получил должность машиниста, на которой трудится до настоящего времени.
Как выглядит работа машиниста
Олег Владимирович отмечает, что очередная смена машиниста электровоза может начаться в любое время суток. Рабочий день у этих специалистов ненормированный. Время, когда нужно явиться на следующую смену, человеку называют после завершения предыдущей поездки. Все машинисты РЖД трудятся по московскому времени, в каком регионе они бы не находились.
После того, как специалист придет на работу, он в течение 2-3 часов ожидает, когда дежурный назовет ему точное время выезда. При этом время ожидания не считается рабочим и не оплачивается. После того, как время выезда определено, машинист проходит инструктаж и медицинский осмотр. Человеку измеряют давление, пульс, он проходит алкотестер и получает допуск к работе.
После этого машинист принимает локомотив, прицепляет его к составу, вместе с обслуживающим персоналом проверяет работу тормозов и отправляется в поездку. Сколько длится поездка, Олег Владимирович не уточняет. Но он говорит, что после рейса машинисты спят половину от того времени, которое ехали. Спят машинисты электровоза, по его словам, по 12-17 часов. Соответственно можно предположить, что сама поездка на электровозе длится около суток. Впрочем, такие длительные рейсы, скорее всего, характерны для машинистов с Дальнего Востока. У сотрудников РЖД, работающих на европейской части нашей страны, поездки «за рулем» занимают меньше времени.
После окончания рейса работники РЖД отправляются в Дома отдыха локомотивных бригад. Там их селят в комнаты на 2-3 человека. В доме отдыха есть возможность принять душ и сходить в столовую. Минимальный интервал между рейсами составляет 16 часов.
Затем весь процесс повторяется. В установленное время машинист приходит на рабочее место, и ему назначают время выезда. Потом специалист проходит инструктаж, медосмотр, принимает локомотив, тестирует работу тормозов и отправляется в поездку в сторону дома.
Сколько машинист может заработать
Олег Владимирович получает за свою работу «за 100 тысяч рублей». Чтобы выйти на такую зарплату, ему необходимо отработать более 200 часов в течение месяца.
Много это или мало? Согласно КЗоТ, наемный работник в России должен трудиться не более 40 часов в неделю. Например: 5 дней по 8 часов. При таких нормах средняя продолжительность рабочего месяца — 168 часов. 200 рабочих часов в месяц — это почти на 20% больше, чем положено по закону. Часы, отработанные сверх норматива, считаются переработкой и должны оплачиваться по повышенной ставке.
По словам Олега Владимировича, подработки для машинистов РЖД носят добровольно-принудительный характер. То есть отказаться от них можно, но не желательно. В случае систематических отказов от дополнительных смен сотрудников могут вызвать на беседу к руководству.
По отзывам других машинистов, которые отрабатывают норму часов, их заработок находится на уровне 50 000 рублей. Впрочем, некоторым специалистам удается зарабатывать и больше 100 (и даже 150) тысяч рублей в месяц. Вероятнее всего, заработок машиниста зависит не только от нагрузки, но еще и от стажа, и от региона.
На что машинист из Хабаровска тратит свою зарплату
Самая большая статья расходов героя нашего рассказа — это выплаты по ипотеке (32 тысячи рублей в месяц). 30 тысяч рублей сотрудник РЖД тратит на питание.
15 тысяч рублей в месяц у хабаровчанина уходит на оплату коммунальных услуг. 10-12 тысяч рублей он расходует на развлечения (посещение развлекательных центров вместе с детьми, кино, пиво и другие хобби). На 7 тысяч рублей в месяц машинист заправляет автомобиль.
Оставшиеся от зарплаты средства мужчина тратит на «мелкие расходы» (оплата детсада, покупка товаров для школьников, одежды, обуви, подарков). По нашим подсчетам, на это остается 4-6 тысяч рулей в месяц.
Ближайшая финансовая цель сотрудника РЖД — накопить деньги, чтобы доделать ремонт в квартире.
Преимущества и недостатки профессии машиниста
Среди преимуществ своей специальности Олег Владимирович выделяет:
- Высокую зарплату.
- Возможность лечения в санаториях со скидкой. Машинисты постоянно должны проходить медицинскую комиссию, поэтому им необходимо следить за своим здоровьем.
- Форменная одежда и обувь за счет работодателя (зимняя и летняя).
- Возможность досрочно выйти на пенсию (для выхода на заслуженный отдых в 55 лет нужно отработать машинистом 12,5 лет).
Однако такая работа имеет и свои «минусы». Например, машинистам приходится сдавать множество бесполезных (по мнению нашего героя) экзаменов и проходить различные проверки. Порой даже в отпуске машинист должен проходить дистанционное обучение и сдавать экзамены на знание «новых» приказов и инструкций. Хотя зачастую они просто дублируют старые документы.
Иногда за неисправность локомотивов несут ответственность машинисты, а не ремонтный персонал. Также, по мнению Олега Владимировича, руководство РЖД не очень ценит рабочих. От руководителей часто можно услышать фразу: «Не нравится, увольняйся. За забором стоит очередь на твое место».
Перспективы
Несмотря ни на что, увольняться из РЖД Олег Владимирович не планирует. Работа машиниста ему нравится. В том числе ему нравится то, что постоянно приходится учиться чему-то новому, осваивать новую технику.
Комментарии