Авиадиспетчер — очень важная профессия в сфере авиации, от него зависят безопасность пассажиров и экипажей самолетов, а также людей в аэропорту. Специалист на такой должности обязан соответствовать высоким требованиям по образованию, профподготовке, стрессоустойчивости. Давайте узнаем, чем именно занимается авиадиспетчер, где обучается, как часто повышает квалификацию, сколько зарабатывает в России и за рубежом.
О зарплате авиадиспетчера
Указать точный диапазон зарплат достаточно сложно, поскольку на него влияют регион трудоустройства, квалификация специалиста, подход руководства авиакомпании, значимость аэропорта и другие параметры. Данные, публикуемые в открытом доступе службами по сбору статистики, не всегда отражают реальную картину на рынке. В связи с этим можно говорить только о примерных цифрах.
В зависимости от параметров работы зарплата авиадиспетчера может варьироваться в диапазоне от 35 до 270 тыс. руб. Усредненный показатель по стране достигает 60 тыс. руб. Самую большую ЗП получают руководители полетов авиакомпаний, которые находятся на лидирующих позициях на рынке авиаперевозок в РФ. Доход в несколько сотен тысяч рублей обоснован высокими требованиями к профессионализму, наличием психологически тяжелых условий труда и ответственности за жизни людей.
Уровень дохода по регионам
Наиболее выгодные условия предлагают в столичных аэропортах. Их средняя ЗП в Москве находится в диапазоне от 90 до 130 тыс. руб. Если знаний и опыта у начинающего работника еще недостаточно, то доход составит около 60 тыс. руб.
Санкт-Петербург серьезно уступает столице по уровню зарплат диспетчеров авиации. Рядовой сотрудник на данной должности там получает около 50 тыс. руб. Средний уровень дохода варьируется от 35 до 65 тыс. руб.
В прочих регионах служащие авиадиспетчерских служб зарабатывают в среднем от 35,5 до 60 тыс. руб. Самый низкий доход из рассмотренных — в Самаре, самый высокий — в Магадане. Средние суммы предлагают в Воронеже, Саратове, Ростове-на-Дону и Владивостоке (40, 41, 56 и 59 тыс. руб. соответственно). В сравнении с доходами других специальностей в этих регионах авиадиспетчеры получают более высокую ЗП.
Сравнение с доходом за границей
Зарплата авиадиспетчеров за границей существенно выше, чем в РФ. Данные взяты из открытых источников и могут со временем меняться из-за ситуации на рынке труда. Приведем примерные цифры, чтобы сравнить их с российскими.
Сколько платят авиадиспетчерам в других странах (в месяц):
- США — 8 тыс. долл.
- Германия — 7 тыс. евро.
- Франция — 6,5 тыс. евро.
- Великобритания — 5,6 тыс. фунтов стерлингов.
- Польша и другие прибалтийские страны — 1,5 тыс. евро.
Востребованность на рынке труда
Потребность в квалифицированных специалистах выросла, когда на рынке авиаперевозок стало больше частных компаний. Это произошло после утраты монополии Аэрофлотом. Больше всего вакансий (около 78% от всех представленных в стране) — в Москве. Еще 15% — в Санкт-Петербурге, оставшиеся 7% распределены по регионам.
В Интернете можно найти вакансии от Аэрофлота, ЮТэйр, Международного аэропорта Владивосток, S7 Airlines и других организаций. На стандартных порталах с предложениями работы их не так уж и много. Чаще найти вакансии можно непосредственно на официальных сайтах авиакомпаний. К примеру, у Аэрофлота для этого есть отдельная страничка с фильтрами по городам, группами специальностей и перечнем необходимых документов.
О работе авиадиспетчера
Авиадиспетчер управляет воздушным движением, обеспечивает безопасность авиатранспорта в небе и на земле, контролирует все этапы его перемещения от взлета до посадки. Такому специалисту очень важно четко выполнять свои должностные обязанности, быть психологически устойчивым и собранным. Именно поэтому каждый раз перед выходом на смену они проходят проверку физического и ментального состояния (по аналогии с пилотами). Уставшего или заболевающего диспетчера допускать к работе, от которой зависят жизни людей, нельзя. Его основная задача — обеспечить безопасное передвижение самолетов, и для этого ему нужно быть максимально собранным.
Должностные обязанности
Авиадиспетчеры управляют действиями пилотов от момента запуска двигателей до посадки самолета и постановки его в специально отведенное место на аэродроме. У каждого специалиста есть своя зона ответственности. То есть в течение полета воздушное судно ведут разные диспетчеры, передавая задачи друг другу.
Рабочее место располагается в специальной вышке, откуда видно почти весь аэродром и ближайшее воздушное пространство. Для управления полетами, рулением, взлетом и посадкой у диспетчера есть несколько мониторов слежения. Часть из них показывают актуальную метеорологическую обстановку. Также он пользуется средствами связи и навигации, сигнальными табло. Неотъемлемой частью рабочего пространства являются также графики и служебная документация, где представлен перечень действий в разных ситуациях. Нужно уметь пользоваться всеми гаджетами и инструментами и успевать следить за ними.
Обязанности диспетчера в авиации зависят от закрепленного за ним рабочего участка:
- старт-посадка — управление взлетами и приземлениями самолетов;
- руление — отслеживание и ведение «рулежки» и прочих перемещений летательных аппаратов в пределах аэродрома;
- круг — отслеживание обстановки в области аэродрома и за его пределами на удалении 50 км;
- планирование воздушного движения — создание полетных планов, осуществление связи со службами аэропорта и экипажами самолетов;
- подход — формирование очередности посадки летательных аппаратов, которые находятся на высоте 1 800 – 5 700 метров;
- местные воздушные линии и диспетчерский пункт — работа с полетами местного значения и отслеживание обстановки в воздухе на высоте до 1 500 метров;
- районный центр — отслеживание авиатранспорта, летающего в диапазоне высот от 2 100 до 17 000 метров.
Путь самолета начинается с диспетчера аэродрома. Он формирует план вылетов на сутки и предоставляет разрешение на них. Без его команды судно не может подниматься в воздух. Далее диспетчер руления разрешает запустить двигатель, направляет технику в передвижениях по аэродрому. После поочередно подключаются спецы, которые следят за движением по взлетной полосе, взлетом, набором высоты, полетом, посадкой и так далее.
Требования к диспетчеру
Авиадиспетчер должен работать быстро и четко. Для него важно оперативно реагировать на внештатные ситуации, помогать пилоту безопасно управлять самолетом. Для этого он всегда находится с ним на связи, отслеживает погодные условия, своевременно сообщает об изменениях курса.
К авиадиспетчерам предъявляют следующие требования:
- Устойчивость к стрессам, внимательность и многозадачность.
- Здоровье физического и психического плана.
- Умение четко следовать инструкции.
- Высокий уровень владения английским языком.
- Наличие четкой дикции, хорошего произношения и поставленной речи.
Также специалисту нужно разбираться в устройстве самолетов и уметь выдать точные рекомендации пилоту при возникновении проблем.
Обучение и повышение квалификации
Устроиться на должность можно только при наличии диплома о специализированном образовании. Получить его можно, к примеру, в МГТУ ГА, СПбГУ ГА, УИ ГА (Москва, Санкт-Петербург, Ульяновск) и других университетах. Искать подходящее учреждение в Интернете можно по запросу «авиадиспетчер» или «специалист по аэронавигации».
Одного диплома для длительной работы на должности недостаточно. Каждые 3 года диспетчеру нужно повышать квалификацию. Это связано, в том числе, с развитием технологий, появлением нового оборудования, изменениями протоколов действий. Также ему потребуется поддерживать актуальность свидетельства авиадиспетчера. В зависимости от присвоенного класса процедура проходит каждые 2 или 3 года.
Заключение о профпригодности выдается на срок 4 года. Когда он истекает, нужно вновь проходить врачебно-летную комиссию. Если специалист старше 40 лет, то процедура проводится каждые 2 года, с 50 лет — каждый год.
В процессе продвижения по карьерной лестнице авиадиспетчер может стать старшим диспетчером, а затем — руководителем полетов. Повысить уровень зарплаты можно, сменив небольшой аэропорт провинциального города на столичный. Там активнее трафик, выше нагрузки, но и солиднее оплата труда. Если захочется сменить род деятельности, специалист может попробовать себя в роли логиста, инженера по снабжению и в других профессиях, где пригодятся его навыки.
Читайте также: Сколько получают пилоты гражданской авиации в России и за рубежом
moneyzz.ru
Комментарии